Во многих играх судьи и тренеры взаимодействуют друг с другом, даже если они этого не хотят. Только у одних судей это происходит безболезненно, гладко, спокойно, а другие постоянно ищут себе проблемы, конфликтуют, хотят кого-то научить, выясняют отношения, показывают свою силу, власть. Они забывают свои непосредственные обязанности, а помнят только об обязанностях других и штрафных санкциях. А это ошибочный подход к работе.
Безусловно, что хамство со стороны тренеров, игроков, запасных и сопровождающих лиц терпеть нельзя, их необходимо сразу пресекать и наказывать. Но это одна сторона вопроса. Другая сторона – причины происходящего, и кто является действительным инициатором, катализатором этих конфликтов, несогласий. Здесь на проблему надо смотреть шире и глубже. Для этого следует попытаться вникнуть в суть профессии тренера и судьи, выделить цели, задачи и отыскать точки соприкосновения, чтобы в последующем решать главные вопросы — качественного проведения игры.
Если рассматривать профессию тренера, то его основная задача –научить молодых спортсменов, игроков показывать максимально высокие результаты. Очевидно, что на первых этапах подготовки, тренер является для начинающего спортсмена всем: учителем, тренером, врачом, родителем. Тренер, особенно детский, выполняет много функций и очень болезненно реагирует на несправедливые, по его мнению, решения по отношению к его воспитанникам. Часто эти претензии субъективные, т.к. любой тренер считает, что его воспитанники самые лучшие и самые сильные. Они редко соглашаются с тем, что это не совсем так.
Претензии бывают объективными, когда ошибочные решения судей повлияли на оценку игровой ситуации или игры.
Мало кто из судей может сказать откровенно, что он не прав, что он совершил ошибку. Признать свою ошибку – это мужество, постоянно совершать ошибки – это некомпетентность. Признать ошибки могут сильные люди, которые реально оценивают свои силы, анализируют ситуацию, свои действия. Можно только представить, что чувствует судья, по вине которого команда проиграла. Как правило, его сопровождают следующие ощущения: расстройство, волнение, беспокойство за будущие игры.
Ещё больше переживаний приходиться пережить тренеру и его команде. Он готовил свою команду не один год, а некорректные решения судей повлияли на исход игры. Понять, что в таких ситуациях переживает тренер очень тяжело. Он тратит очень много сил, времени и энергии для достижения результата и очень болезненно реагирует на почти каждое решение против его команды. Поэтому для судей необходимо понимать и знать цену каждому свистку, каждому принятому решению. Ведь судьи делают ошибки из-за невнимания, расслабленности, лени, безответственности, отсутствия концентрации или знаний. В этих случаях у тренеров вырабатывается стереотип «предвзятости» по отношению к судьям. Иногда тренеры спрашивают у судей в спокойной обстановке:
— Как вы готовитесь к играм? Сколько раз вы обращаетесь к правилам, игровым моментам, видео, интерпретациям игровых, спорных ситуаций? Где и как вы повышаете свое мастерство кроме официальных игр?
Похвастаться судьям бывает нечем. Тренер, как минимум один, а то и два раза в день проводит тренировки и готовится к ним, пишет конспект, ставит задачи и цели перед своими воспитанниками и собой.
Одна из причин возникновения конфликта — не всегда профессиональное отношение к своему делу. Бывает, что тренер не является сильным специалистом и вступает в конфликт, чтобы получить хотя бы минимальное преимущество или повлиять на судейство и исход игры. Таких тренеров предостаточно. Но на крупных соревнованиях они не участвуют, т.к. там играют сильные команды и ими руководят лучшие тренеры школ, вузов, техникумов. Тренеры более профессионально подходят к своей работе и имеют право на квалифицированную оценку своего труда.
Это необходимо понимать при принятии сомнительных, спорных или иногда жёстких решений, когда можно было решить игровые моменты «дипломатическим», превентивным путем.
Судье необходимо быть подготовленным к игре, чтобы справедливо определить победителя поединка. Ему следует расширять свою базу данных по вопросам принятия решений на различные нарушения. Всё это подразумевает всестороннюю подготовку. Судьи в игре имеют большие полномочия: им дано право оценивать работу тренеров и игроков. Организаторы соревнований хотят видеть работу судей справедливой и объективной.
Когда мы рассматриваем взаимодействия «тренер – судья» с психологической точки зрения, необходимо отметить, что роль арбитра высока в оценке отношений между ними. Судья обязан быть корректным, уравновешенным, стабильным, самоуправляемым, дипломатичным, должен уметь терпеть и прощать, понимать других, ценить справедливость и порядочность, стараться понимать причину отрицательных поступков и эмоций.
Важно получить «кредит доверия» от участников игры: тренеров, игроков – это даёт уверенность в своих силах, даёт шанс на ошибку, т.к. все могут их совершать.
Конфликты – это источник постоянного нервного напряжения. Они разрушают взаимоотношения между тренером, судьей и игроком, приводят к снижению эффективности их деятельности. Анализ психолого-педагогической и спортивной литературы выявил, что понятие «конфликт» относится к сфере столкновения различных личностных образований (мотивов, целей, задач, интересов). В качестве синонимов «конфликта» используют термины: борьба, противоречие, вражда, столкновение, соревнование, соперничество. Конфликт – это проявление отношений между людьми, способ их взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций, интересов.
Тренеры объективно возмущаются на ошибки судей. Что тренер выиграет при конфликте? Изменит ли судья своё решение?
Судья не отменит ошибочный фол. В лучшем случае может поменять решение по ауту, нарушению правила зоны, 24 сек. Но конфликтная ситуация останется внутри игры.
Тренер бывает не прав, но и судьи моментально реагируя на действия тренера, не всегда принимают правильные решения. Цель судьи – не дать возмущениям тренера выйти наружу, перейти грань, выйти на площадку. Необходимо использовать все возможные средства и способы,чтобы судья дал одинаковый шанс всем участникам игры на справедливое и объективное судейство. Сильный, грамотный тренер это поймет и оценит, а провокатор — своё наказание всегда найдет. Своими справедливыми решениями судья только заслужит уважение.
Выискивая нарушения и при этом злорадствуя, крайне трудно заработать уважение. Таким способом можно лишь поставить себя выше игры и команд, а это не путь совершенствования и тем более роста для целеустремленного судьи. Необходимо быть всегда в одной плоскости с тренером и игроками, а не смотреть на игру и её участников с высока, с позиции силы, власти, полномочий.Следует быть дипломатом, управлять игрой при помощи своих знаний, умений, полученного опыта, авторитета. Нет необходимости ждать конфликта, нужно быть к нему готовым, тогда его легче избежать.
Неправильно понимать, что судьи имеют больше прав на игровой площадке. Судьи имеют больше обязанностей – это справедливое, корректное проведение игры.

Дмитриев Фёдор

Судья международной категории

e-mail: fedordmitriev@yandex.ru

©