ЗРЕНИЕ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ НА ПРИМЕРЕ БАСКЕТБОЛА

Нужно фиксировать то, что мы видим, а не то, что нам думается

Глаза судьи на площадке являются сборщиками постоянно меняющейся игровой информации. Вот почему глубина и широта зрения, зрительные анализаторы, зрительное восприятие, периферическое зрение способствуют широкому распределению внимания.

Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, ко­торые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. К основным свойствам внимания обычно относят следующие понятия:

1.Концентрированность. Это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте.

2.Интенсивность. Характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом.

3.Устойчивость. Способность длительное время поддерживать высокий уровень концентрированности и интенсивности внимания.

4.Объем — количество однородных стимулов, находящихся в фокусе внимания взрослого человека — от 4 до 10 объектов. Это зависит от индивидуальных особенностей человека.

5.Распределение, то есть способность сосредотачивать внимание на нескольких объектах одновременно. При этом формируется как бы несколько фокусов, центров внимания, что дает возможность совершать несколько действий или следить за несколькими процессами в одно и то же время, не теряя ни одного из поля внимания.

6.Переключение внимания понимается как возможность более или менее легкого и достаточно быстрого перехода от одного вида деятельности к другому. С переключением функционально связаны и два разнонаправленных процесса: включение и отключение внимания.

Чтобы определить объект внимания, взгляд человека идёт по определённой траектории. Он сугубо индивидуален, у каждого свой. Пока траектория взгляда человека не будет информативна – человек не примет решение.

Человек ориентируется в пространстве, т.е. оценивает окружающую ситуацию при помощи трёх частот. Частотно-контрастные характеристики зрительной системы – высокие, средние, низкие.

Высокая частота – определяет мелкие детали объекта, мелочи.

Средняя частота – собирает детали в целостный рисунок, мозаику.

Низкая частота – позволяет не только собрать, но и увидеть картинку, образ, местоположения, фигуру.

Поле зрения – 140 градусов. Это центральное и периферическое зрение.

Центральное зрение – 5-6 градусов.

Периферическое зрение – до 140 градусов.

В тренировочной и соревновательной ситуации у судей различное, сугубо индивидуальное поле зрение. В экстремальных стрессовых ситуациях происходит сужение поля зрения в 10 раз – до 10 — 15 градусов. Поэтому для качественной подготовки судьи необходима практика под психологическим давлением и на фоне физической усталости, чтобы выбирать правильную позицию и угол обзора.

Смотреть не значит видеть, видеть не значит понимать!

Видеть нужно уметь!

Примерно 30% людей имеют нарушения частотно-контрастных нарушений восприятия реальной картины окружающей жизни. Обычно это происходит по среднечастотным показателям, т.е. невозможность собрать воедино картину происходящего. Это относится и к спортивным судьям. В игровой (эмоционально возмущенной) ситуации происходит сужение угла зрения до 10 градусов

Нарушения происходят не по высокой частоте, где детали объекта человек может видеть, а по средним частотам. По низким частотам человек может ориентироваться в пространстве. Поэтому человеку часто трудно собрать воедино в целостную картину происходящего из-за нарушения восприятия по средним частотам.

Основная задача судьи — правильно занять позицию и определить своё положение (угол обзора) к эпицентру игры (ситуации). Это умение судьи выделить самые информативные (составляющие) элементы ситуации.

У каждого человека под углом 30 градусов находится зона «слепого пятна».

Периферическое зрение лучше всего берёт скорость.

Центральное зрение – медленно берет скорость движения (особенно начало).

Сознание человека имеет способность брать во внимание 6-10 объектов единовременно, через зрительные образы (зрение). Наше подсознание может оперировать миллионами операций независимо от нас, но до этого вся информация воспринимается сначала нашим сознанием (органами чувств).

Вся сознательная информация проходит у человека — 95% через зрительные образы (анализаторы); только — 5% через слуховые анализаторы.

Важнейшей особенностью отбора информации является то, что он носит селективный характер. Используя доступные каналы получения информации, человек воспринимает зрительную, звуковую, осязательную информацию и запах. Однако он воспринимает не всю поступающую к нему информацию. Он слышит или видит не все звуки и не все световые сигналы, а только те, которые имеют для него специальное значение. Отбор позволяет человеку отбросить неважную или ненужную информацию.

ГЛУБИНА ЗРЕНИЯ

Поле зрения — это большее, чем способность одновременно видеть, что находится вверху, внизу, справа и слева. Окружающий мир не двухмерен. Существует измерение, как глубина зрения, или способность воспринимать перспективу.

Окулисты обычно включают проверку восприятия перспективы в процедуру обследования глаз пациента. Определяют, какие из символов, появляющихся перед человеком, кажутся ему расположенными ближе, а какие дальше. Чем лучше восприятие перспективы, тем более мелкие строчки на проверочной таблице человек сможет прочитать. По сути, такие проверки выясняют, не насколько хорошо, а насколько плохо человек оценивает перспективу.

Во время проверки на оценку перспективы вы можете сказать, расположен ли один лист на дереве ближе к вам, чем соседний. Но когда вы оцениваете положение этих листьев, это не значит, что вы также можете сказать, на каком расстоянии вы находитесь от дерева.

Всякий раз, когда вы ведете машину или ловите мяч, вы тренируете мышцы глаз, отвечающие за способность видеть перспективу. Но когда вы читаете или работаете на компьютере, эти мышцы бездействуют. При чтении книги или при работе за компьютером, вы теряете способность оценивать, на каком расстоянии ваши глаза находятся от страницы или экрана, и это заставляет вас держать книгу слишком близко от глаз или вытягивать шею, чтобы быть поближе к экрану. Привыкая к двухмерному миру книг и компьютеров, человек рискует потерять не только остроту, но и глубину зрения.

Существует масса людей, которые без проблем способны часами работать на компьютере, но они совершенно не могут ориентироваться в перспективе. Находясь за рулем машины, мы хуже контролируем положение других машин, также двигающихся в транспортном потоке. Поэтому тренировка глазных мышц, особенно тех, что отвечают за восприятие перспективы, может поменять пагубные последствия долгого сидения перед экраном компьютера.

Глубина зрения также необходима для спортивных судей, т.к. они постоянно связаны с динамикой игры и постоянными перемещениями игроков по игровой площадке. Не все перемещения осуществляются без контактов, и не каждый контакт происходит в рамках правил. Имея тренированную или развитую глубину зрения, можно оценить, кто был в месте контакта или нарушения первым, кто ответственен за произошедший контакт. Это возможно при систематических качественных тренировках. Тогда судья может четко представить, на каком расстоянии друг от друга находятся игроки, какое расстояние допустимо, а какое нет. При атаке по кольцу и добивании мяча судья способен оценить, кто и когда коснулся мяча первым, и было ли это в рамках правил. Развитая глубина зрения поможет арбитру в принятии единственно правильного решения.

Судье необходимо развивать и периферическое зрение. Арбитр, который следит за мячом менее эффективен, чем судья, в поле зрения которого одновременно две зоны контроля – основная и периферическая.

Игровой метод позволяет осваивать элементы сложной координационной структуры, развивать быструю реакцию, расширять периферическое и глубинное пространственное зрение, оперативное мышление. Для этого судье необходимы информационно-аналитические качества, чтобы принять информацию, переработать её и дать ответ.

Информативно-аналитические способности судьи:

- анализировать;

- обобщать;

- принимать решение.

В процессе игры формируется специфическое мышечное «чувство мяча», «чувство позиции (места)», позволяющее точно дозировать внимание для контроля за бросками, передачами мяча, контактами и другими действиями.

Умение видеть площадку осуществляется за счет бокового (периферического) зрения, которое в сочетании с технической подготовкой является основой мастерства судьи. Периферическое зрение поможет судье разобраться в игровой ситуации, какой бы сложной она ни была, и подскажет, что он должен делать в данный момент игры, а техника судейства позволит эти объективные наблюдения реализовать.

Динамический стереотип

Подсчитано, что человек принимает одно действие за 0,15 – 0,16 секунды. Это данные по восприятию телевизионной картинки. В спортивной практике у судьи приём информации и ответная реакция на раздражитель (нарушение, фол, необходимая остановка в игре и т.д.) происходит за 0,35 – 0,80 секунды.

Принимаемые решения исходят из «блоков памяти» судьи в неоднократно встречающихся игровых ситуациях, и они, в какой-то мере, инстинктивны (инстинкт — это совокупность врождённых сложных реакций организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражения). После образуется навык, который доводится до динамического стереотипа, когда человек может найти выход из любой игровой ситуации. Динамический стереотип – это пик автоматизма, что-то похожее на инстинкт. Автоматизм – это действие, закреплённое до привычки.

Без хорошего зрения или работы зрительного анализатора очень тяжело адекватно, квалифицированно работать в быстро меняющейся ситуации игры. Поэтому постоянный контроль состояния здоровья глаз является весьма актуальной и необходимой задачей спортивного судьи.

Федор Дмитриев, судья Международной категории, Председатель Учебно-методической комиссии Российской Федерации Баскетбола.