Конфликты возникают в силу как объективных, так и субъективных причин. К субъективным причинам относятся личностные качества человека, потенциально влияющие на возникновение и развитие конфликта, а также условия жизни, влияющие на формирование этих качеств. Выявление и учет этих факторов позволяет не только прогнозировать поведение человека в конфликтной ситуации, но и при необходимости, корректировать его.

Конфликты – это некая субстанция жизни, сопровождающаяся нервным напряжением. Они, порой, рушат взаимоотношения между тренером и воспитанником, судьей и игроком и приводят к снижению эффективности их деятельности.

Анализ спортивной литературы позволил выявить, что понятие «конфликт» относится к сфере столкновения различных личностных образований (мотивов, целей, задач, интересов).

В качестве синонимов «конфликта» используют следующие термины: борьба интересов, противоречие, вражда, столкновение, соревнование, соперничество и др. В конфликте проявляются поведенческие реакции людей при столкновении несовместимых взглядов, позиций, интересов.

Межличностный конфликт имеет двойственные функции:

- ускоряет процесс самосознания, помогает более глубокому познанию участников конфликта друг друга, ослабляет психическую напряженность, способствует развитию личности, улучшает качества деятельности, повышает авторитет участника в случае его победы;

- ухудшает настроение, приводит к насилию, разрушает межличностные отношения, вызывает болезни, ухудшает качество совместной деятельности, способствует пассивности личности, ухудшает психологический климат в коллективе, снижает сплоченность группы.

Процесс решения конфликтных ситуаций основывается на следующих общепринятых положениях:

  1. Переговоры. Они являются одной из наиболее эффективных форм разрешения противоречий. Переговоры – создают необходимость коопераций и сотрудничество.
  2. Работа через позитив. Позитивный опыт и самоанализ конфликтных ситуаций, их моделирование и решение.

Выявлено, что спортсмены неигровых видов спорта чаще других оказываются в ситуации конфликта, соперничества и реже прибегают к стратегии избегания или игнорирования конфликта, а «игровики» — выбирают стратегию сотрудничества и компромисса.

При рассмотрении и анализе игровых ситуаций (конфликтных, сложных моментов) работы судей после проведенных игр, выявлено, что очень многое зависит от командной работы арбитров, их взаимодействии, помощи друг другу, кооперации с комиссаром. Здесь понятен смысл и значение предыгрового общения судей, на котором вырабатывается общая линия работы судейской команды.

Функции старшего судьи

 

№ п/п Функции (старшего) судьи Направленность методов подготовки и воздействия.
1. Информационная Преподнесение информации о предстоящей работе.
2. Организующая Постановка целей, задач индивидуальной и командной работы. Четкое распределение обязанностей на площадке и вне ее.
3. Контролирующая Контроль, выполнения работы и оперативное внесение корректив.
4. Исполнительная Четкое руководство и взаимосвязь всей команды.
5. Оценочная Объективная оценка своих действий и партнеров, коррекция и уточнение спорных моментов (с помощью видео).
6. Стимулирующая Позитивный прогноз на будущее. Согласование задач по дальнейшему самосовершенствованию исполнения. Выработки стимула и мотивации. Выработки к стремлению мотивации на успех, в каждом матче, а не к мотивации и избеганию неудач.

В педагогике спорта изучению эмоциональных переживаний судей практически не уделено внимание, и недостающая информация в основном исходит из практики опытных коллег. Судьи в большинстве случаев справляются со своими эмоциональными переживаниями, стрессами, психологическими трудностями самостоятельно. По ходу карьеры судья приобретает опыт «проживания» кризисных ситуаций. Он сам формирует свой личностный «потенциал преодоления» (психологическую стену) кризисов или имеет поддержку из числа опытных судей, грамотных комиссаров или инструкторов. Однако самоанализ не всегда является достаточным и эффективным. Вот почему оказание помощи, формулирование четких задач в достижении результата, выработки мотивации на начальном этапе и этапе совершенствования поможет скорректировать негативные эмоциональные переживания, выбрать дальнейшую стратегию самостоятельной работы, с помощью которой возможна наиболее полная самореализация.

Коррекция негативных переживаний особенно у молодых арбитров со стороны наставников необходима с самого начала карьеры, так как молодой арбитр в этот период не владеет методами контроля своих чувств, поддается воздействию извне, что приводит к возникновению тревожных переживаний, инертности, ответных эмоциональных реакций. Даже твердое желание освободиться от этих чувств, без посторонней помощи, не ведет к их исчезновению.

Виды переживаний арбитров:

- астения;

- депрессия;

- тревожность;

- невротизация;

- фрустрация (неудовлетворенность);

- одиночество;

- агрессия;

- раздражение;

- подозрительность;

- чувство обиды;

- чувство вины;

- негативизм.

Готовность к выходу из такого состояния может строиться по такой схеме: автономность – информативность — принятие решения – отношение к решению.

Инструктор (наставник), который работает с молодыми арбитрами и более опытными должен использовать разные модели коррекции эмоциональных переживаний. Это может быть, как метод беседы или диалога, а также метод способствующий релаксации, снятию лишнего нервного возбуждения, прослушивание музыки, аутогенной тренировки и т.д. Для судей, у которых снижен тонус психической активности, рекомендуется наоборот применение модели активации уровня возбуждения. Метод «шоковой психотерапии» с установкой: «Возьми себя в руки, докажи, что ты способен на большее!» Необходимо обучать арбитров навыкам саморегуляции собственных переживаний. Важно индивидуально подобрать способ (-ы) снятия или уменьшения негативных реакций. Рассмотрим некоторые способы:

- целенаправленное изменение направлений мыслей — «отвлечение» и «переключение» внимания;

- внутренний контроль за поведенческими и внешними проявлениями эмоциональных переживаний;

- применение специальных дыхательных упражнений;

- произвольное переключение внимания на другие раздражители;

- аутогенная тренировка;

- физическая нагрузка;

- релаксация (сауна, массаж, бассейн).

- чтение, музыка, фильмы.

Содержание и решение каждой проблемы, игровой ситуации всегда индивидуально и не может быть стандартным шаблоном.

 

БАЗОВЫЕ ЗНАНИЯ ИГРЫ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СУДЕЙСТВА В БАСКЕТБОЛЕ

Периферическое зрение оказывает положительное влияние на быстроту и точность зрительного восприятия. Исследования, проводимые у спортсменов в состоянии спортивной формы и при ее отсутствии, показывают, что в период отсутствия тренированности периферическое зрение сужается. Это приводит к ухудшению как индивидуальных, так и командных тактических действий: игроки хуже ориентируются, замечают меньше выгодных положений для продолжения атаки, совершают больше ошибок и т.д. Для восстановления формы необходимо время и систематические тренировки. Это также относится и к спортивным судьям.

Технико-тактическая подготовка — это процесс овладения специальными двигательными навыками, развития тактического мышления, творческих способностей, периферического зрения.

Техника включает в себя совокупность приемов, способов и их разновидностей, позволяющих наиболее успешно решать конкретные задачи. Под техникой подразумевается система движений, схожих по структуре, которые направлены на решение игровой задачи. Для того чтобы добиваться наилучших результатов в мгновенно изменяющихся игровых ситуациях, игрок должен владеть разнообразием технических приёмов, а также быстро и точно их выполнить.

Правильная начальная постановка техники, как и всесторонняя физическая подготовка — основа для достижения высоких спортивных результатов. Овладение техникой игры в основном заканчивается в юношеском возрасте. С переходом в команды взрослых спортсменов техника совершенствуется и расширяется на базе улучшения общей технической подготовки. Мастерство достигается путём систематической и планомерной практики.

Техника владением мячом включает в себя: ловлю, передачу, ведение и броски мяча в кольцо.

Ловля — приём, с помощью которого игрок может уверенно овладеть мячом и предпринять с ним дальнейшие атакующие действия. Ловля мяча является исходным положением для последующих передач, ведения и бросков. Каждое действие игроков, даёт начало следующему действию. Ещё не поймав мяч, игрок смотрит, куда и кому его потом отдавать. Этому способствует периферическое зрение, так как центральное зрение должно быть направлено на мяч.

Передача мяча – это приём, с помощью которого игрок направляет мяч партнёру для продолжения атаки. От своевременной, точной и быстрой передачи мяча зависит результат баскетбольной команды. Умение правильно и точно передать мяч – это основа чёткого, целенаправленного взаимодействия баскетболистов в игре. Передачи мяча объединяют партнёров, создают командную игру, являются средством общения между игроками.

Существует много различных способов передачи мяча. Применяют их в зависимости от той или иной игровой ситуации, расстояния, на которое нужно послать мяч, расположения или направления движения партнёра, характера и способа противодействия соперников. Периферическое зрение, быстрота движения, точный расчёт и тактическое мышление — это качества, которые характеризуют баскетболистов, умеющих безошибочно передавать мячи, т.е. владеющих передачей.

Овладеть техникой и тактикой игры в баскетбол невозможно без умения хорошо видеть площадку, правильно оценить обстановку, т.е. владеть периферическим зрением.

 

Периферическое зрение в судействе

Периферическое зрение также очень важно для качественной работы судьи. Он должен видеть всю игровую площадку, быть в курсе всех событий в игре. Периферическое зрение поможет ему принять правильное решение и контролировать игру.

Умение видеть широко игровую площадку осуществляется за счет бокового (периферического) зрения, которое в сочетании с технической подготовкой является мастерством судьи. Правильно оценить обстановку и выбрать наиболее рациональный способ действий возможно лишь в том случае, когда поле зрения судьи будет достаточно широким.

Судье следует следить за мячом, за партнёрами и за игроками. Поэтому ему не достаточно обладать только центральным зрением, он должен обладать хорошо развитым периферическим зрением.

Игровые ситуации для контроля

При анализе своей работы и коллег, просмотре видеоматериалов, судья вместе с наставником может выбрать ситуации для определения оптимальных позиций по механике передвижений, рассматривая их через призму командных и индивидуальных действий игроков в защите и нападении (комбинаций). В теории, на видео, а затем на практике, во время игр судья должен определять, какие схемы применяют команды в нападении и защите. В случае, если команда применяет тактику «зонной защиты», судья уже должен знать сильные и слабые стороны в этом механизме в данный момент игры. Должен знать и уметь определять свои основные и периферические зоны ответственности. Это не меняет базовые знания по механике судейства. Судье необходимо не автоматически бежать и делать ротацию или смещаться, а обдуманно передвигаться в соответствии с игровым моментом, и принимать решения, не ради решений, а для игры, игрового эпизода.

Предположим, мяч переходит на «слабую» сторону, ниже линии штрафного броска, где располагается один центральный арбитр, два игрока и мяч. По правилам механики ведущий судья обязан смещаться, начинать ротацию. Но вся игра будет происходить на другой стороне (на бывшей «сильной»). Все игроки остались на стороне двух судей, скорее всего там будут командные взаимодействия: длинная передача, различные предполагаемые заслоны, выведение игрока — снайпера на бросок и т.д. Опытный судья не станет слепо следовать предписаниям механики, задержится, обратит своё внимание на игроков, зная, что он нужен на этой стороне площадки, где в данный момент мяча нет, т.е. принимает решения в обход классической механики, но делает правильно для игры. Он видит, предчувствует развитие событий (игра идет около него, ему необходимо задержаться в своей позиции).

Как этому чувству научить начинающих судей, а некоторых переучить на правильное понимание — является основной задачей. Здесь поможет синтез теоретических и обучающих видеоматериалов. Необходимо сформулировать и обосновать движение судей, через движения игроков (их взаимодействия и комбинации).

Главная задача найти, научить и совершенствовать в последующем умение читать сильные и слабые моменты того или иного приема игроков и команд. У каждого взаимодействия и приема есть сильные и слабые места, где могут быть всевозможные фолы, нарушения и допустимые контакты и действия. Начинающий судья, проанализировав на видео такие моменты, а затем, закрепив в практической игре, может добиться главного — понимания игровых ситуаций.

Можно также детально провести разбор с различного вида бросками — ближними и дальними (расставленные ноги бросающего, опаздывающее накрытие с контактом защитника и т.д.), опекой игрока, когда защитник заведомо ведет нападающего в слабую для него сторону на «ловушку», а дриблер (игрок с мячом) используя пивот (разворот), уходит в другую сторону. Разобрать, где лучше ожидать в таких ситуациях контакт и быть готовым не свистеть и фиксировать, а выбрать лучшее место, позицию и контролировать ситуацию, а в целом игру. Судья должен предвидеть различные типы контактов и самое главное, где этот контакт может происходить и какое влияние он оказывает на игру. Правила ФИБА дают судьям рычаги для детального исследования процессов игры во взаимосвязи с фундаментальным принципом: «Преимущество – нет преимущества».

Более глубокое, детальное изучение внутренней структуры и содержания процесса профессионального обучения профессии баскетбольного судьи подразумевает энциклопедическое знание предмета «Баскетбол»: техника и тактика игры в нападении и защите, приемы в индивидуальной и командной игре. Знания и понимание игровых процессов позволит судье адекватно и профессионально подойти к самой игре, быть ее действительным участником, быть понятным всем и признанным не с позиции силы, а с позиции понимания игры, игровых моментов, приемов.

Начиная обучение с азов баскетбола, можно отметить, что зная специфику техники бега, передвижений баскетболистов, ведения мяча, передач – можно быть подготовленным к дальнейшему развитию событий в игре, игровым ситуациям. В игре важно все. И даже маленький момент игры, прием, который отложился заранее в памяти у судьи, дает ему время, преимущество и свободу на принятие правильного решения. Выработанный стереотип принятия решений на игровые действия уже сформирован в «блоке памяти» у судьи, и теперь необходимо грамотно оценить действия игроков, зная, как эти действия выглядят в оригинале на площадке. Это большое преимущество для арбитров. Например, при ведении: высокое, низкое, скоростное, силовое. Передача: дальняя, ближняя, с отскоком, с замахом. Бег: обычный, скользящий, гладкий, скоростной, спиной вперед, приставными шагами. Бросок: в движении, с места, в прыжке, снизу, сверху, крюком, после вышагивания.

Знание простых технических приемов, позволяет быстрее перейти к командным взаимодействиям. Судье следует предчувствовать процесс развития игры. Знать, как ему взаимодействовать, поступать в той или иной ситуации, где ему необходимо быть, где его место на игровой площадке: при быстром прорыве, раннем или позиционном нападении.

Мы часто не придаем должного внимания факту, который заключается в том, что атакующая команда, пусть и на миллисекунду, но задерживает мяч после попадания. Перед вбрасыванием, после успешной атаки, атакующий игрок коснулся мяча или слегка отбил в другую сторону от выбрасывающего игрока, как бы случайно. Команда нападения уже потеряла возможность на использования полного арсенала атак, т.е. быстрого прорыва, быстрой атаки. В лучшем случае она имеет возможность только для позиционного нападения. Другая команда в этой ситуации будет иметь незаслуженное преимущество.

При прессинге основным судьей часто выступает Центральный арбитр. Он является связующим звеном во время перехода из тыловой зоны в передовую. Он также видит, как игра развивается, следит за началом и развитием быстрого прорыва. Для Ведомого судьи это сложно – он находится позади игры и мяч на короткий отрезок выходит из-под него контроля. Ведущий не всегда в этот момент может занимать наиболее оптимальную позицию на лицевой линии или еще находится в движении. Качественная работа Центрального судьи крайне важна и необходима в эти моменты игры.

По игре в защите можно определить сильные и слабые стороны нападения и на основе сделанных выводов можно строить свой план действий и концентрации внимания в той или иной игровой ситуации. Если сильной стороной атаки является 3-х очковая линия, т.е. игра строится около этой области площадки, значит, в команде нападения есть снайпер (-ы), поэтому больше работы и внимания необходимо уделять Центральному и Ведущему судье т.к. могут быть дальние броски и контакты игроков при постановке заслонов или выполнение комбинаций около 3-х очковой линии.

Если игра строится через центровых игроков, то Центральный судья должен быть готовым опуститься немного вниз, сместиться к лицевой линии ниже линии штрафного броска и активно помогать Ведущему судье.

Если центровые игроки делают разворот вовнутрь 3-х секундной зоны, т.е. к кольцу – то работает больше Ведущий судья, если — «наружу» — к линии штрафного броска, то внимание уделяют больше Центральный или Ведомый. Все необходимо делать исходя из ситуации: в зависимости от того, с какой стороны происходит активизация игры или атаки.

Все взаимодействия судей, тактика и стратегия должны корректироваться в тайм-аутах. В нападении можно многое узнать по началу развития комбинаций, которые диктует разыгрывающий игрок: в какую сторону пойдет игра, где будет её сильная сторона, а где слабая, где будут командные и личные взаимодействия, заслоны, какая может быть реакция игроков и поведения тренеров, где необходимо страховать контролировать игру и партнеров.

Встречаются ситуации, когда судьи фиксируют фолы защитникам, но пропускают, игнорируют пробежки, которые нападающие совершают до фола. При игре один на один и игре центровых игроков под кольцом необходимо четко определить опорную ногу у игрока с мячом, так как часто игроки меняют опорную ногу или делают дополнительный шаг, получая незаслуженное преимущество перед защитником. При начале ведения с места при определении правильности перемещения поможет следующая схема: «левая опорная – проход вправо или правая опорная – проход влево». В 90% случаев происходит нарушение, то есть пробежка. После окончания ведения в движении и быстрой остановки, в случае если заметно нарушение ритма перемещения игрока, то это верный признак нарушения в передвижении.

Пробежка – это получение незаслуженного преимущества, нападающего перед защитником за счет раннего отрыва опорной ноги. Опытный защитник, определив опорную ногу нападающего, занимает правильную защитную позицию. В случае, если нападающий отрывает опорную ногу раньше, чем начинает ведение, то это не дает защитнику времени сместиться во время игры в защите, в результате чего происходит блокировка. Поэтому при получении мяча нападающим ближайший судья должен действовать по схеме «мяч – ноги нападающего – ноги защитника». Так можно принять правильное решение, а когда судья смотрит только на мяч, он не контролирует всей ситуации, т.е. ног и позиций нападающего и защитника.

Вместе с тем, принцип «Преимущество – нет преимущества» применим и к статье Правил «Пробежка». Для применения этого принципа судья должен видеть и оценить ситуацию с перемещением нападающего в её развитии и защитника в том числе.

Всё чаще в современном баскетболе против активных форм защиты применяются заслоны на месте и в движении. Для борьбы с заслонами наиболее аффективными средствами являются переключения: когда защитники обмениваются своими подопечными. Поэтому здесь от судей требуется хорошее и полное взаимопонимание, контроль над действиями на площадке, т.е. хорошее периферическое зрение. Игроки предупреждают своих партнеров о возникающей опасности. Обычно эту роль выполняет центровой игрок. Это предупреждение восстанавливает цельность защиты. За этими процессами следует строго следить. Неправильный заслон даёт игроку и его команде незаслуженное преимущество.

В баскетболе насчитывается более 30 видов заслонов: слепые, открытые, закрытые, двойные, с подстраховкой и т.д. От их знания соответственно можно строить свои передвижение, активизацию внимания, совместную работу, как тактическую после тайм-аута на конкретную атаку, так и стратегическую на всю игру.

Можно предвидеть развитие самой игры по оставшемуся времени, фолам, оставшимся минутным перерывам, счету, эмоциям и поведению на площадке, степенью контактов, общему уровню управления игрой (постоянством), поведению игроков и т.д. Но для этого необходимо постоянно совершенствоваться вместе с игрой.