МАЛЕНЬКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ
Анализ – разложение целого на составные части.
Воля – это способность человека делать выбор и совершать действия; свойства человека, заключающиеся в его способности управлять своей психикой и поступками.
Воображение – это психический процесс создания новых образов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта путем перестройки представлений человека.
Воспитание – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.
Воспроизведение – это процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение бывает непроизвольное. Мысль всплывает в памяти без намерения личности.
Дружба – бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение.
Забывание – процесс, обратный запоминанию. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в деятельность, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей.
Идея – мысль, понятие о каком-нибудь предмете, постигаемый разумом образ.
Идеология – это структурированное мировоззрение; система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу. Новая идеология как следствие нового мировоззрения, приходит в общество, когда прежняя идеология не адекватна и неэффективна.
Индивид – единичное, ни на кого не похожее существо. Отличается от существа коллективного. Психологический индивид отличается своеобразной и уникальной, неповторяемой психологией.
Индивидуальность – это человек, охарактеризованный в аспекте его неповторимости, уникальности, непохожести на других людей.
Инстинкт – это совокупность врождённых сложных реакций организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражения. Инстинкты передаются генетически (безусловные рефлексы).
Интеллект – это качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, относительно устойчивая структура умственных способностей человека.
Интуиция – это постижение истины без логического обоснования и анализа; чувствовать и избегать опасности по непонятным причинам и мотивам.
Конкретизация – это движение мысли от общего к частному, нередко это выделение каких-то определенных сторон предмета или явления.
Концепция – это способ понимания, трактовка явлений, система взглядов на явления в мире. Концепция определяет стратегию действий.
Концепция – основа построения любой системы.
Концепция – это идеи и люди, способные воплотить эти идеи.
Культура – это уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей. Культура не передается в готовом виде. Имеются генетические предпосылки к ее развитию, но она формируется в процессе жизни человека. Человек отличается от других живущих на Земле наличием культуры. Культура формируется в процессе жизни, развивается в результате освоения интеллектуального потенциала, как лично, так и в обществе. Также и деградирует. Культура отличает нас от животного мира.
Личность – феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Она формируется благодаря жизни в обществе. Личностью может быть только человек, и то лишь достигнув определенного возраста.
Личность – это индивидуум каждого человека; совокупность ценностей индивида, приобретенных в результате его становления в обществе. Личностью не рождаются, личностью становятся.
Личность – это осознание себя, внешнего мира и места в нем.
Логика – это наука о законах и операциях правильного мышления.
Метод – это способ достижения цели, решение поставленной задачи для решения проблемы.
Методика судейства – совокупность методов обучения судейству и приемам их выполнения.
Мировоззрение – это представление о мире в картинках и образах или система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе.
Миропонимание – представление о мире в образах и в лексике (словах, мыслях). Человек может объяснить свои мысли и знания.
Мораль – это способ нормативной регуляции действий человека.
Мотив – это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится «внутри» человека, имеет персональный характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов.
Мотивация – побуждение к действию; динамический процесс, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека удовлетворять свои потребности.
Мотивирование – это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем побуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет основу управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.
Мышление – психический познавательный процесс, состоящий в отражении человеком действительности в ее существенных и сложных связях и отношениях. Мышление невозможно без языка. Благодаря мышлению человек познает не только то, что может быть непосредственно воспринято с помощью наших органов чувств, но и то, что скрыто от прямого восприятия и может быть познано лишь в результате анализа, сравнения, обобщения. Основными формами мышления являются: понятия, суждения и умозаключения. Мышление каждого человека характеризуется определенными качествами: глубина, гибкость, широта, быстрота, целеустремленность, самостоятельность и некоторые другие.
Нравственность – есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и согласно своим принципам; принятие на себя ответственности за свои поступки.
Обучение – общественный процесс, специально организованный для формирования знаний, умений и навыков, одного из видов духовных ценностей. Если сравнить основные функции процессов обучения и воспитания, то в первую очередь надо отметить, что оба они реализуют в единстве три основные функции: обучающую, воспитательную и развивающую.
Память – познавательное качество, механизмы и процессы, обеспечивающие запоминание человеком, сохранение и воспроизведение опыта и значимой информации. Запоминание, сохранение, узнавание, припоминание и воспроизведение – основные процессы памяти. Память развивается в борьбе с забыванием.
Различают следующие типы памяти: словесно-логический и образный. Образную память подразделяют на зрительную, слуховую, двигательную память. В зависимости от установки на длительность сохранения (помнить в течение нескольких минут или удерживать в сознании длительное время) выделяют краткосрочную и долговременную память.
Понятие – мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности.
Привычка – это действия и поступки, выполнение которых стало для человека потребностью. Привычки формируются в результате многократного и длительного использования определенных действий или форм поведения. Поэтому их выработка проходит через ряд этапов, каждый из которых должен быть организационно обеспечен преподавателем:
первый этап – формирование положительного отношения к предмету;
второй этап – формирование самостоятельно заниматься;
третий этап – осуществление намерения самостоятельно заниматься;
четвертый этап – превращение желания самостоятельно и регулярно заниматься в привычку.
Принцип – это то, что лежит в основе некоторой совокупности фактов или знаний.
Причина – основание, предлог для каких-либо действий.
Речь – это психический процесс использования языка с целью обмена информацией, общения и решения других задач. Речь человека развивается и проявляется в единстве с мышлением.
Синтез – восстановление расчлененных частей в целое на основе вскрытых анализом существенных связей.
Следствие – это вывод, заключение, выведенное из других суждений.
Сравнение заключается в сопоставлении вещей, явлений, их свойств и выявлении общности или различий между ними.
Стереотип – это устойчивое отношение к происходящему.
Стратегия – это долгосрочное решение и направление деятельности.
Структура – это внутреннее устройство чего- либо.
Суждение — это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждения бывают истинными или ложными.
Тактика – это краткосрочное планирование деятельности.
Умозаключение – вывод о тех или иных предметах, явлениях, процессах. Различают два основных вида умозаключения: индуктивное (индукция) умозаключение от частных случаев к общему положению и дедуктивное (дедукция) – от общего положения (суждения) к частному случаю.
Цель – это реальный предмет сознательного или бессознательного стремления человека.