Все в жизни приходит с опытом. Только к некоторым он приходит раньше, а к кому-то немного позже. Вопрос в том, что его хотелось бы получить, совершая не свои ошибки, а учитывая чужие. Этому мы не предаем должного внимания. У каждого взрослого человека есть, что сказать своему молодому коллеге, чему научить, чем поделиться. Наши старшие коллеги готовы и сами все свои знания передать, но, к сожалению, мало тех, кого это по-настоящему интересует. Можно удивляться тому, что приходилось пройти старшему поколению в прошлом, чтобы выбиться в люди, заслужить уважение, авторитет. Поговорка: «Умные учатся на чужих ошибках, а дураки – на своих» грамотно подчеркивает ум и образованность, опыт тех, кто ей внемлет и делает соответствующие выводы в жизни.

Когда один из моих учителей и наставников делился со мной своим опытом, как судейским, так и жизненным, всегда подчеркивал большую значимость командной работы, взаимовыручки, подстраховки, «плеча товарища». Только он к этому пришел методом «проб и ошибок». Был честным, справедливым, считая, что все должны поступать так же как он. С годами и полученным опытом он пришел к тому, что был в чем-то не прав. Нередко мой наставник проводил параллели обычных жизненных аспектов с судейской работой: в игре требуется брать на себя ответственность, войдя в положение игровой ситуации, допускать не всегда верные решения по тем же правилам, но правильные и нужные для игры. Приходилось быть диктатором, полицейским, а где-то учителем, наставником, где-то мягким, где-то строгим и жестким. Главное, чтобы была объективная, справедливая оценка вашей работы, которая скажет о вашей компетенции и квалификации.

Однажды мой наставник поведал мне интересный случай. На работе государственного служащего, который был чрезмерно строг, как ему казалось, но справедлив. Все делил на белое и черное, на «да» и «нет». Других цветов не видел в своей работе. И когда выставлял людей, которые по неопытности ошибались, из своего кабинета, не заметил, что их на свою сторону переманивали явные нарушители и лентяи. Там за дверью они все вместе объединялись против него и вредили своим отношением, в первую очередь, работе. Моему учителю стоило многих усилий и труда, чтобы грамотно решить рабочие вопросы в интересах общего дела.

– А что вы делали в этой ситуации? – спросил я.

– Я пригласил этих наивно ошибающихся молодых людей по одному к себе и постарался понять суть их поступков. Какие они имеют проблемы и жизненные в том числе. Во многом молодых интересует материальная сторона, некоторых интересует рост как специалиста, карьерная перспектива. Вот здесь я и постарался войти в их положение и объединил вокруг себя единомышленников. А нарушители потихоньку уволились и ушли сами, не выдержав требований. Но сколько это стоило сил. Вначале я ведь сам ошибался, будучи «очень правильным». А ко всему нужно было подходить грамотно. К каждому нужно найти свой подход. Молодые ребята словно «губка» впитывают информацию, к тому же являясь своего рода «пластилином»: как постараешься в процессе лепки, таким и будет специалист и результат в конце, — подвел итог мой наставник.

Разговор получился очень интересным и полезным, так как мне удалось очень многое подчеркнуть для себя. Главным выводом, который я сделал в результате вышеописанного диалога стал следующий факт: жизнь не состоит только из «черного и белого» — в ней есть много других цветов, которые состоят из большего количества оттенков. Только из хорошего и плохого не состоит наша жизнь. «Если бы правда была одна, тогда бы не было бы и ссор – все были бы правы». Задумайтесь, в жизни на каждый вопрос есть два ответа: «да и нет». Как часто мы говорим «да», а по истечению времени четко уверены, что нужно было бы сказать «нет». Кто этому научит иногда говорить «нет»? Всё приходит с опытом. Часто мы сами не хотим учиться, пуская всё на самотёк.Вот тогда и не получается результат и достижение цели. Мы сами ее тормозим на корню. Колоссальный опыт можно подчеркнуть у своих учителей, постоянно общаясь с ними и не забывая их. Теперь же чаще мы учимся на ошибках своих. «Опыт не купишь!», — говорят наши учителя. Он в голове, в мозгу, в сознании. Только умный может его перенять и впитать, а глупый даже не заметит, что с ним поделились, подсказали, дали совет. Тебя никто не будет толкать, учить и вести к правильному пути, тебе дадут советы по ходу твоей карьеры и, объединив, проанализировав их, ты сделаешь и примешь правильное решение. Но для этого нужно постоянно думать, учиться и стремиться к той цели, о которой ты мечтаешь, которую ты стараешься воплотить.

Опыт и совет старших тебе только поможет сократить твой долгий путь к цели, но работать и трудиться за вас никто не будет. Желание и умение трудиться не передается. Трудиться нужно уметь и желать. Самый большой талант, который может иметь человек – это талант ТРУДОЛЮБИЯ. Но он дан не всем. Поэтому нужно заставлять себя, мотивировать, принуждать себя к труду, если вы хотите достичь успеха. Есть пословица «Терпение и труд все перетрут», можно ее перефразировать так: «Полученный опыт и труд – все перетрут!» Помните это и не забывайте своих старших коллег.