Общение занимает подавляющую часть в жизни людей. Особую роль оно играет в спортивных играх, где в замкнутом пространстве за короткое время ее участники проживают части своей жизни в ярких, эмоциональных красках. Вот почему умение общаться представляется самым сложным во взаимоотношениях людей. В настоящее время умению общаться не предается должного внимания, часто считается это труднодостижимым, а иногда не первостепенным. Постараемся поставить перед собой вопросы и найти на них ответы:
1) умеем ли мы обратиться к человеку, чтобы ему было приятно ответить;
2) можем ли внимательно выслушать собеседника и вызвать у него интерес, расположение, доверие к нам;
3) станем ли мы на грубость реагировать грубостью или попытаемся найти другие средства;
4) способны ли мы вовремя пошутить, разрядить атмосферу, когда вокруг кипят страсти;
5) способны ли мы отстоять свое мнение, убедить людей в своей правоте;
6) умеем ли мы говорить «да» или «нет»?
Если Вы на все эти вопросы ответили положительно – значит вы идеальный собеседник и изучение психологии общения для вас не столь актуально. Если же вы колеблетесь или ответили отрицательно, вам следует осознать, что у вас имеется проблема в общении с людьми, с которыми вы контактируете на работе, в быту, дома. В ваших силах превратить общение в один из путей достижения успеха или в непреодолимый барьер.
Чтобы сделать первые шаги в сторону своей коммуникабельности, необходимо трезво себя оценить, объективно представить свои достоинства и недостатки, посмотреть на себя со стороны глазами другого человека. Для более объективной оценки самого себя попробуйте проанализировать представленные качества, такие как – вера в себя, вежливость, жизнерадостность, позитивное отношение к критике в свой адрес, тактичность, лицемерие, необязательность, завистливость, высокомерие. Сделав анализ, вы сможете подготовить себя к началу работы по совершенствованию своих коммуникативных качеств и в целом самого себя. Представленный выше перечень можно расширить исходя из возраста, профессии и т.д.

Резервы общения

Для того чтобы лучше войти в контакт (контактировать), в разговор с оппонентом психологи предлагают ряд советов, которые помогут расширить ваши резервы общения и сохранить ваш имидж, улучшить микроклимат в коллективе, создать благоприятную обстановку:
1) избегайте злоупотребления критикой в обсуждении других, не жалуйтесь;
2) будьте всегда хорошим слушателем;
3) избегайте ненужных споров;
4) убеждайте, а не приказывайте;
5) запоминайте имена тех, с кем вели беседу;
6) придерживайтесь положительной установки;
7) улыбайтесь, ведь улыбка – это знак доброжелательности, готовности к общению, открытости. Если она идет от сердца, изнутри, то может растопить лед самого сильного недоверия и погасить агрессию, вражду между собеседниками. Улыбка – гасит огонь конфликта.

Дистанция для общения

У каждого народа существует свое представление о дистанции, которая должна разделять собеседников во время разговора. Американцы считают, что оптимальная дистанция при разговоре на деловую тему – 0,6 метра. Для жителей Латинской Америки это расстояние кажется очень большим, ведь они привыкли подходить во время разговора почти вплотную. В любом случае всем собеседникам будет нелишнее знать допустимый предел:
– интимное расстояние – до 0,5 метра;
– межличностное расстояние (для разговора друзей) – 0,5 – 1,2 метра;
– социальное расстояние (для делового общения) – 1,2 – 3,7 метра;
– публичное расстояние – 3,7 метра и более.
Эти правила не догма, они варьируются в зависимости от возраста, пола, уровня культуры и образования.

Конфликты в общении

Взаимоотношения людей в любой отрасли деятельности не бывают бесконфликтным, так как у каждого человека свой характер, свои интересы, идеалы, принципы, ценности. Не всегда удается достаточно тонко, дифференцированно подойти к каждому человеку в обыденной, повседневной жизни, а тем более в спорте, спортивном поединке. В связи с этим, не последнюю роль в сфере спорта играют спортивные судьи, которым необходимо справедливо, адекватно оценивать уровень подготовленности, качество выполнения работы, да и просто успокоить спортсменов, снизить агрессию, враждебность, уберечь от грубости. Все это всегда пересекается с множеством конфликтов, непониманий, стрессов, угроз, эмоциональным напряжением и т.д.
Игрок – звезда зачастую со сложным, противоречивым характером, из-за него часто возникают проблемы, многие из которых не находят быстрого решения, приводят к конфликтам. Тем не менее, именно в этом и есть прелесть судейской работы – управлять интересными, сложными характерами, сильными личностями.
Сами конфликты неприятны не только тем, что создают сложную ситуацию на площадке во время игры, но еще приводят к повышенной затрате нервной энергии судей, тренеров и самих игроков. И, тем не менее, наряду со своими сложностями, конфликтность – процесс управляемый, как и все другие процессы. Судья должен использовать иногда необычную ситуацию (переключить внимание, отвлечь игроков, ускорить движение игры) и, ликвидируя конфликт, направить игру в нужное русло. При тактичном и справедливом решении спорного, конфликтного вопроса у игроков и их тренеров возникает чувство удовлетворенности за качество и мастерство судей, что в немалой степени способствует тому, что при следующих похожих ситуациях судьи без особых усилий справятся со сложной ситуацией, имея в своем активе опыт и авторитет.
Конфликты бывают разные, и роль судьи при их решении тоже различна. Главное – не бояться конфликтов. Не спешите их моментально решить (не суетитесь). Будьте совершенно спокойны, показывая всем своим видом то, все что происходит на игровой площадке, находится под вашим контролем. Затем необходимо обдумать сложившуюся проблемную (конфликтную) ситуацию и наметить пути решения, выхода из нее, а уже потом приступать к действиям. Спокойные, рассудительные действия судей только заслужат уважение игроков и тренеров, даже если наказание было жестким, но справедливым. При этом судье нужно беседовать с игроком, тренером уверенно, конкретно, кратко, спокойно, уважительно. Спокойствие и уверенность судьи положительно влияют на нормальное проведение всей игры.
Речь в общении

Большую роль при решении конфликтов играет ваша речь и тон, с которым вы доносите информацию собеседнику. Когда человек легко сбивается на крик – это верный признак того, что он не умеет владеть собой. Чаще всего переходят на крик, отчаявшись нечто объяснить собеседнику в нормальном тоне. Эффективность крика равна нулю, громче – не значит понятнее. Если собеседник не понимает то, что вы ему говорите доступным языком с первого раза, может быть дело не в нем, а непосредственно в вас. Значит, вы не умеете грамотно изложить свои мысли.
Речь – особое средство, с помощью которого можно построить свое высказывание, способно воздействовать на других. Для достижения эффекта воздействия речь должна быть логичной и строгой, понятной, как и мышление. Сознательное воздействие на человека с помощью слов и словосочетаний применялось еще в древности (в науке, митингах, собраниях, медицине).
Слово – могущественное орудие, владея которым, вы экономите нервную энергию, бессмысленно растрачиваемую на беспорядочные пререкания, перепалки, и обретаете сильнейшее средство воздействия, способность внушить свои мысли. «Словом можно убить и окрылить».

Авторитет судьи

Если судья не верит в свои силы или сомневается в своих действиях, или не имеет достаточного авторитета, то это очень быстро сказывается на ходе ведения игры. Поэтому перед каждой игрой судья должен быть собранным, сконцентрированным и иметь большое желание совершенствоваться. Спортивному судье необходимо заботиться о поддержании своего авторитета. Бывает, что в отдельных эпизодах игры судья допускает ошибку, и даже при этом необходимо придерживаться своих принципов и не позволять игрокам обсуждать судейские ошибки.
Одна из основных предпосылок успеха судьи – это высокая самодисциплина. Баскетбол – игра эмоциональная. Она связана с частыми столкновениями, особенно в борьбе за мяч под щитом. Поэтому управляя игрой, судья должен все время чувствовать пульс игры, настроение баскетболистов и четко регулировать взаимоотношения между ними на основе духа правил игры.

Волевые качества судьи

Безвольный человек не может быть смелым, решительным, дисциплинированным. Даже при больших неудачах, ошибках судье не следует показывать, что он растерян или удручен. Необходимо взять себя в руки, мобилизовать волю, успокоить себя и постараться восстановить нервную энергию. «Чтобы исправить одно ошибочное решение необходимо принять четыре правильных действия, чтобы ситуация вошла в обычный ритм» – сказал один из ведущих американских судей. Вы не должны забывать, что судьи всегда находятся в поле зрения всех – журналистов, игроков, тренеров, зрителей и поэтому постоянно находиться в хорошей форме первостепенная задача. Судья должен обладать духовным стержнем и пониманием философии человека, который защищает справедливость в игре. Судьи в баскетболе – это одна команда и если нет в ней взаимопонимания, взаимовыручки, помощи – такой команде не добиться успеха!

Внимание

Без хорошего внимания трудно правильно воспринимать и перерабатывать информацию, продуктивно мыслить, своевременно реагировать и непрерывно контролировать свою деятельность. Считается, что внимание тем интенсивнее, чем больше нервной энергии затрачивает человек при контроле над своей деятельностью. Неудивительно, что во время игры, где судье необходимо следить за различными действиями игроков и всегда быть готовым к любому развитию событий, поддержание высокого уровня внимания требует колоссальных расходов нервной энергии.
Ученые определили, что все люди воспринимают и перерабатывают информацию по-разному. Это во многом зависит от нервной системы конкретного человека. Вот некоторые показатели подвижности нервной системы:
– быстрота переноса навыка;
– быстрота исправления ошибок;
– быстрота смены настроения;
– быстрота перехода от сна к бодрствованию;
– быстрота принятия ответственных решений;
– быстрота и легкость приспособления к новым условиям;
– легкость переключения внимания.
Для определения баланса нервных процессов психологи обычно предлагают такие общие показатели:
– устойчивость эмоций в обстановке ожидания важного события;
– стабильность настроения;
– сон до и после важного события;
– степень возбудимости в профессиональной деятельности;
– длительность переживаний после неудачи;
– отсутствие склонности к импульсивным поступкам;
– степень впечатлительности;
– способность подчинить свое поведение логике событий, а не чувствам;
– способность к дисциплинированности.
Показатели уравновешенности:
– объективная оценка предстоящей игры;
– сон перед игрой (неуравновешенный судья не только долго не спит накануне соревнований, но и сильно переживает непосредственно перед игрой);
– способность сохранять присутствие духа после плохо проведенной игры;
– стабильность в работе.

Концентрация в общении

Очень важно, чтобы каждый судья, вырабатывая концентрацию, выбирал два подхода – эффективность и комфортность (предрасположенность). Судье следует выбирать метод выработки концентрации через персональную предрасположенность и своего собственного стиля. Умственная подготовка или навыки в целом не отличаются от физической или технической подготовки, они входят в привычку «доводятся до автоматизма», проходят через многократные повторения. Некоторые умственные навыки (привычки) помогают судьям управлять стрессовыми ситуациями, когда их концентрация может исчезать или уменьшаться. Идеальное выполнение любого навыка должно доводиться до автоматизма. Судьи должны совершенствовать уверенность, физическую и психологическую подготовку через систематические тренировки.
Судьи приходят на подготовку или тренировочные игры в различном состоянии (после учебы, работы, психологических нагрузок, утром, вечером). Они сразу должны фокусироваться на конкретной игре, интенсивности, которая требуется для судейства. Они также как игроки приходят как индивидуальности (по одному), но в итоге должны образовать единую команду. Судье необходимо понимать, что он хочет от игры, тренировочного занятия и четко ставить перед собой задачи, определить свои приоритеты, цель, работать в команде. Все это поможет ему в формировании и развитии хорошей концентрации и выборе собственного стиля.
Один из важных критериев в улучшении, создании концентрации – быть полностью готовым к предстоящей работе. Это значит, что судья явился на игру с полной энергией, умственно, физически и психологически готовым к нагрузкам и работе. Постоянная готовность к игре – важный критерий концентрации. Это значит, что судья должен знать, как можно больше о том, что он должен делать в игре. Предигровая беседа очень важна и полезна в этом.
Вот несколько позиций, которые помогут судьям при подготовке к игре:
1. Знание предстоящей работы. Каждый судья должен четко представлять цель и задачи, выработанные в предигровой беседе по кооперации, взаимодействию и исполнению.
2. Понимание роли и ответственности всех участников (игроков, тренеров, секретарей).
3. Знание работы ваших коллег, их сильные и слабые стороны.
4. Предигровая беседа и подготовка, состоящая из психологических и физических упражнений, беседа с пониманием, где и когда фокусировать свое внимание (игра около мяча «on the ball» или игра без мяча «off the ball»).

Типы темперамента

Для полноценной подготовки судьи необходимо также знать его тип темперамента и информацию о его чертах характера. Лица с четко выраженными свойствами, относящимися только к одному типу темперамента, встречаются редко. Гораздо чаще людям свойственны смешанные типы темперамента, характеризующиеся наличием свойств, характерных для разных типов темперамента с преобладанием одного из них. Приведем характеристики основных типов темперамента и черт характера, а также покажем их взаимосвязь.
Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Темперамент составляет основу развития характера. С физиологической точки зрения, темперамент – это тип высшей нервной деятельности человека. Нельзя говорить, что какой-то тип темперамента лучше, а какой-то хуже. Ни один тип темперамента не проигрывает и не уступает другому. Они являются совершенно разными типами. Просто один темперамент может быть выигрышен в каких-то определенных жизненных ситуациях, чем другой. Темперамент является врожденным свойством личности и не меняется в течение жизни.
Сангвинический темперамент. Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительной мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, то у сангвиника создается состояние активного возбуждения, и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость. Сангвиник не скован в общении с другими людьми, вынослив и работоспособен, сохраняет самообладание в неожиданной и сложной ситуации. Обладает всегда добрым настроением.
Флегматический темперамент. Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое дело до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причиной этого является уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. У флегматика следует развивать недостающие ему качества – подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.
Флегматик – человек спокойный и хладнокровный, последовательный и обстоятельный в делах, осторожный и рассудительный, умеет ждать, молчалив, обладает размерной речью, без резко выраженных эмоций, жестикуляций и мимики. Он сдержан и терпелив, умеет применять свои силы в дело (не растрачивает их по пустякам), строго придерживается выработанного распорядка жизни, системы в работе, легко сдерживает порыв, мало восприимчив к одобрению и порицанию, пунктуален во всем, обладает выдержкой.
Холерический темперамент. Люди этого темперамента чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают, настроение иногда резко меняется.
Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко проявляется и в его деятельности – он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности, подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает.
Холерик – человек неусидчивый, суетливый, невыдержанный, вспыльчивый, резкий и прямолинейный в отношениях к людям. Он решительный, инициативный, упрямый, находчивый в споре, неритмичный в работе, незлопамятный, неуравновешенный и склонный к горячности, способен быстро действовать и решать, обладает резкими, порывистыми движениями, настойчив в достижении поставленной цели, склонен к резкой смене настроения, отличается быстротой и страстностью речи.
Меланхолический темперамент. У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо.
Меланхолик – человек стеснительный и застенчивый, теряется в новой обстановке, испытывает затруднительность в установлении контактов с незнакомыми людьми, не верит в свои силы, легко переносит одиночество, испытывает подавленность и растерянность при неудачах. Он склонен уходить в себя, быстро утомляется, обладает тихой речью, иногда снижающейся до шепота. Невольно приспосабливается к характеру собеседника, впечатлительный человек, чрезвычайно восприимчив к одобрению и порицанию, предъявляет высокие требования к себе и окружающим, склонен к подозрительности, мнительности, легкоранимый, чрезмерно обидчив, скрытен и необщителен, малоактивен.
Психологи установили, что слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая – с другими. Слабая нервная система – это нервная система высокой чувствительности, и в этом ее своеобразное преимущество. Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным, тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа, другие – другого типа темперамента.

Характер

Характер – структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все ее проявления. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.
Характер складывается в процессе жизни – это может быть поведение, взгляды, эмоции, потребности, а также здоровье, моменты внешности, осанка и манеры. Знание характера человека позволяет предвидеть и корректировать ожидаемые действия и поступки. В коллективе создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности развивается и сам коллектив (команда).
Взаимоотношения характера и темперамента

Характер человека часто сравнивают с его темпераментом. Общим для характера и темперамента является зависимость от физиологических особенностей человека, и прежде всего от типа нервной системы. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, когда темперамент уже достаточно развит.
Характер формируется на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента могут быть различные характеры. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. Так, меланхолику труднее сформировать у себя смелость и решительность, чем холерику. Холерику сложнее выработать у себя сдержанность, чем флегматику, а ему, в свою очередь, надо потратить больше сил, чтобы стать общительным, чем сангвинику и т.п.
Все черты характера имеют между собой закономерную зависимость. Если человек смелый, то есть основание предполагать, что он будет обладать и инициативностью (не боясь неблагоприятного оборота инициированного им предложения), самоотверженностью, щедростью. От человека общительного можно ожидать стремления поделиться своими переживаниями, доверчивости, дружелюбия и пр.

Черты характера

В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера:
Первая группа определяется отношением человека к другим людям, коллективу и обществу:
-индивидуализм;
-коллективизм (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим людям и противоположенные черты – замкнутость, черствость, грубость, презрение к людям).
Во вторую группу входят черты характера, показывающие отношение человека к труду, своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость и противоположные им черты – лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность в работе, безответственное отношение к делу, пассивность).
Третью группу составляют черты характера, показывающие, как человек относится к самому себе. Положительные черты – чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и, связанная с ней самокритичность, скромность. К отрицательным чертам относятся: самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм (склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания), эгоизм (склонность заботиться преимущественно о своем личном благе).
Четвертая группа – это черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).

Взаимосвязь характера и темперамента

Черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом в целостном едином облике человека, образуя неразделимый сплав – интегральную характеристику его индивидуальности. Несмотря на то, что характер относят к индивидуальным особенностям личности, в структуре характера можно выделить черты, общие для определенной группы людей. Даже у самого оригинального человека можно найти какую-то черту (например, необычность, непредсказуемость поведения), обладание которой позволяет отнести его к группе людей с аналогичным поведением.
Характер не является врожденным. Он формируется в жизни и деятельности человека. Поэтому характер человека – это всегда продукт общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам. Под влиянием жизненных обстоятельств и воспитания, требований общества тип характера изменяется.
Характер является сочетанием наиболее устойчивых, существенных особенностей человека. Психологи выделяют условно следующие типы характеров: лидер или доминирующий тип, логик, эстет, боец, мечтатель, спринтер, пассивный и надежный типы.
Доминирующий тип (или лидер) всегда хочет быть первым в любых делах, поэтому его энергию следует направить в какое-то одно русло, например, предложите ему руководить определенным направлением деятельности.
Логик не терпит в общении излишних эмоций, его поведение строится на четкой логической основе. Так что только разумные доводы могут помочь вам найти общий язык и точки соприкосновения в совместной деятельности.
Эстет не терпит вульгарности. Если вы хотите поддерживать с ним хорошие отношения, постарайтесь общаться на литературном языке, придерживаясь утонченных манер поведения.
Боец всегда ищет справедливости и готов поступиться многим во имя всеобщей правды. Покажите ему, что вы полностью согласны с его взглядами на жизнь, и он будет всегда ваш.
Мечтатель летает где-то в облаках, все земное ему чуждо и непонятно. Задумайтесь, стоит ли «снимать ему розовые очки» или пусть лучше продуцирует гениальные идеи, которые вы с успехом сможете реализовать.
Спринтер схватывает все на лету. Его активность, энергичность, критичность, а иногда цинизм приводят вас в бешенство. Но не сердитесь на него, лучше возьмите себе на заметку его наблюдения и критические заявления.
Пассивный сотрудник является идеальным примером спокойствия и подчинения. Не требуйте от него чрезмерной активности в общении, он прекрасно выполняет свои рабочие обязанности, а этого вполне достаточно.
Надежный человек никогда не подведет, всегда будет держать ваши тайны за семью замками, и спасать вас в трудной ситуации. Единственное – придется потерпеть его небольшой недостаток как занудство.

Контроль внутреннего самообладания

Судьи должны учиться контролировать и регулировать свое самообладание – контролировать эмоции, снижение психологической энергии, чтобы сохранить интенсивность своей концентрации и работы. Это может происходить в ходе физической подготовки. Очень полезны для этого использование аутотренинга, музыки, видео, дыхательных упражнений, идеомоторной тренировки. Положительные эмоции (шутка, юмор, смех), беседы, прогулки.
В играх бывает много сбивающих факторов, которые могут полностью уничтожить концентрацию. Чтобы этого не случилось, судьям необходимо контролировать сложные моменты, критические ситуации через внутреннюю самодисциплину и организованность в своих действиях. Каждый судья чувствует беспокойство, но сильные судьи учатся, как можно этим управлять.
Беспокойство приходит после совершенной ошибки или неправильного принятия решения. Как можно выйти из этого состояния:
–восстановить дыхание;
–выполнять последующие игровые действия через позитивные моменты;
–отбросить негативные моменты на потом, сконцентрироваться на игре, на конкретной работе.
Правильно сформированные навыки в работе очень важны в каждой игре. И если судья постоянно готовится и самосовершенствуется к сложной психологической и физической нагрузке, вырабатывает навыки и привычки исполнения в своей памяти, используя приемы идеомоторной тренировки, то ему будет легко управлять собой и игрой. Доведенные до автоматизма навыки – есть идеал в исполнении. Судьям необходимо фокусировать свое внимание только на игровых моментах, которые они могут и должны контролировать.
Баскетбол – ритмичная игра. Каждый период для каждой команды имеет как позитивные, так и негативные моменты. Судьи должны предчувствовать, предопределять эти моменты и полностью фокусировать свое внимание и управлять ими. Это такие моменты, как:
– начальный спорный бросок;
– первый фол в игре;
– реакция команды на очевидную ошибку;
–ответная реакция на неспортивный, дисквалифицирующий, технический фолы;
– помеха попаданию (помеха мячу);
– столкновение или блокировка на последних минутах матча;
– последний бросок (часы и сигналы не слышно или не видно) и т.д.;
– ситуация драки;
– травма игрока;
– замена игрока, получившего 5 фолов и т.д.
Знания, где и когда обратить свое внимание, какую информацию принимать во внимание, какую игнорировать, вырабатывают у судьи навыки, привычки, защищающие его от давления со стороны участников игры, и делают его более подготовленным от игры к игре.
Для оптимальной готовности судья должен:
– быть уверенным в своей физической готовности к игре;
– использовать тренировочные игры со 100% концентрацией и отдачей;
– концентрироваться непосредственно на самой игре, а не около игры (зрители и т.д.);
– мотивировать себя на успех в работе, на позитив;
– иметь свой план подготовки;
– контролировать свое внутреннее самообладание.
Уровень профессионального исполнения или класс судьи базируется на его уровне концентрации и уверенности в своих действиях. Концентрация – это навык, который необходимо совершенствовать, развивать через постоянную практику, анализ до и после судейства. Судье следует постоянно учиться как, когда и где в игре фокусировать свое внимание, но в тоже время уметь расслабляться и быть готовым к сложным ситуациям и уметь быстро найти пути выхода из них.

Слушать и слышать

Умение слушать – важное коммуникативное качество и им нельзя пренебрегать. Для этого необходимо соблюдать следующие условия:
1) никаких побочных мыслей;
2) концентрированность на сущности проблемы;
3) наличие негативных факторов, которые могут вывести вас из психического равновесия (оскорбление, провокация, выговор, штраф, увольнение, дисквалификация и т.д.);
4) оставлять в памяти только конструктивную критику.

Все слышать, но не все слушать

Судье необходима отличная физическая подготовка, он должен также в совершенстве знать правила игры, уметь их применять и интерпретировать в ходе игры. Он должен быть хорошим психологом, сильной личностью, храбрым и даже отважным человеком, но ни в коем случае не мстительным и злым. «Когда вы начинаете мстить – вы перестаете быть профессионалом!» Одним словом, важно быть отличным во всем. По ходу игры судья постоянно сталкивается с разного рода психологическим давлением. Это может выражаться как в разговоре с игроками, тренерами, так и давление со стороны болельщиков, руководителей команд или других лиц. Не всегда эти монологи или диалоги состоят из позитива. Каждый, кто начинает разговор с судьей, имеет задачу получить от него внимание, снисхождение, его расположение и т.д.
Часто судье просто приходится слышать в свой адрес жесткие, а иногда грубые реплики и фразы. Вот здесь и вступает в силу мастерство, опыт, выдержка, авторитет судьи – адекватно реагировать на такие действия со стороны. Судья должен быть в курсе всех событий на игровой площадке, он должен знать, что происходит, произошло и что он должен делать дальше. Иногда просто нельзя реагировать на открытую провокацию игроков или тренеров команд. Они хотят перенести ответственность за результат игры на судей, поэтому достаточно просто промолчать на возмущение игроков, т.к. оно было справедливо сделано. Иногда бывает, что реплика была брошена в эмоциях и тот, кто ее сделал, моментально признал свою вину, и в такой ситуации ваше жесткое наказание уже не спасет игру. Таких моментов можно привести множество. Главное – судья должен все слышать (видеть, знать, что происходит), но не все слушать (принимать решения, которые будут полезны для игры). «Когда судья пропускает реплику в свой адрес, это не говорит о его слабости, а говорит о его мудрости!»
Не существует человека, который никогда не ошибался. И нет судьи, который мог бы удовлетворить своими действиями сразу всех. В общем, судья – это человек, который может иметь моментальные слабости, но не постоянные. Грамотный судья во время игры старается использовать как свой, так и чужой опыт. Одна из основных заповедей для судей – это то, что они никогда не смогут достичь авторитета, раздавая налево и направо фолы и «дешевые» нарушения. Основным принципом баскетбольного судьи должен быть: «баскетбол не был придуман для судей, но с другой стороны игра не может пройти без их участия».

Ошибка – одна из составляющих частей игры

Баскетбол – игра эмоций, нервов и страстей, часто держащая игроков и тренеров, болельщиков в возбужденном состоянии. Если молодой человек решил стать судьей, то должен при определенных обстоятельствах уметь находить нужную дистанцию между спортсменами и тренерами, уметь гасить огонь конфликта и управлять процессом игры от начала и до конца, главное уметь управлять собой.
Игроки очень часто делают ошибки в игре, но они ошибаются в борьбе. Сама игра предполагает, что кто-то из соперников должен ошибиться, уступить. Но оценить игроков, рассудить их, могут только судьи и желательно это сделать справедливо и честно! Иногда приходится встречать грубые ошибки судей, которые повлияли на результат игры, поэтому чтобы меньше допускать, а лучше стараться исключить их, судьям необходимо постоянно тренироваться, поддерживать свою форму: умственную, психическую, физическую.

Судьи должны быть незаметны на площадке

Постепенность – верный путь для того, кто хочет стать высококлассным судьей. Целеустремленность, постепенность, систематичность – это три составляющих на пути к успеху. Одно из основных правил судьи: не бывает второстепенных игр, все игры важные. В каждой необходимо защищать свой престиж. Престиж рефери не должен строиться на страхе игроков, команд. Не надо забывать, что центральной фигурой на площадке является все-таки баскетболист, игрок, а не судья. Обязанность судьи, чтобы игра проходила по правилам, а наказание должно следовать только за нарушение правил игры.
Многие игроки очень эмоциональны и протестуют по каждому решению судьи почти автоматически, не вникая в подробности. Но судья не должен провоцировать конфликт. Класс, профессионализм судьи прямо зависит от его личных качеств – особого склада ума, быстрой реакции, хладнокровия, решительности. Хорошим подспорьем для судьи могут стать его записи в дневнике после каждой игры, на основании своих ощущений после игры и видеоанализа своего судейства. Хороший судья также должен владеть одним – двумя иностранными языками, иначе он не сможет общаться в современном баскетболе.
Один футбольный рефери сказал: «Надо быть немного сумасшедшим, чтобы стать хорошим судьей. По силе привязанности к футболу я могу сравнить себя только с вратарем. Так же, как вратарь без колебаний бросается в ноги к сопернику, зная, что может получить удар ногой по лицу, так и мы, судьи, часто выходим на поле между ощетинившимися трибунами и наэлектризованными футболистами». «Свисток – это судья, свисток — это окрик, свисток – это ошибка. Игроки не хуже меня знают, где они ошиблись. Мне же важно, что они ждут от меня похвалы!» А также «Хорошее судейство – это постоянство в применении правил игры, ее духа и контроля с некоторыми интерпретациями».