Ни для кого не секрет, что необходимо без волнения подходить к игре и предстоящей работе. Это во многом связано с психологией, со своей внутренней саморегуляцией. Если рассмотреть наше состояние, которое мы испытываем перед игрой, то можно выделить три вида состояний:

– пассивность (полное спокойствие);

– боевое состояние (уравновешенность);

– предстартовая лихорадка.

Эти состояния выделены условно для доступности и понимания того, что мы ощущаем.

При рассмотрении трех этих состояний можно выделить боевое состояние (уравновешенность), т.е. готовность выполнять работу на высоком уровне и показывать свое мастерство без влияния на него внешних и внутренних психологических стрессов и расстройств. Человек способен самостоятельно и адекватно принимать решения при любых ситуациях. Сложнее же решать проблему, связанную с ситуацией пассивности, спокойствия (безразличия). Спортсмена, имеющего такие характеристики, необходимо предварительно готовить, настраивать, заводить, «встряхивать», так как он не готов выполнять поставленную перед ним задачу. Ему необходимо сделать хорошую разминку, провести эмоциональную предыгровую установку, взбодрить его.

Третье состояние, которое именуется возбужденным (предстартовая лихорадка, мандраж), также требует внимания. Здесь, наоборот, необходимо успокоить человека заранее. Попытаться его переключить в разговоре на другие темы, использовать методы аутотренинга, идеомоторной тренировки, дыхательной гимнастики. Важно, чтобы состояние мандража не наступило, а тем более не перешло в состояние апатии, когда человек уже «сгорел», находится без эмоций, так как он уже проиграл все моменты у себя в голове в отрицательных тонах, перенервничал.

Судье необходимо уметь самому справляться со своими переживаниями и состояниями. Для этого нужно знать свой темперамент, черты и тип своего характера. Помощь со стороны коллег и учителей необходима. Она должна быть понятна, доступна и, в идеальном варианте, принята. Судье следует понимать, что от него хотят и, что он должен показать, на что он способен. Бывают ситуации, когда от молодого человека требуют высокие результаты и решения, а он попросту не готов к решению задач такого уровня, не понимает, что от него требуют. Он не может владеть собой в сложной игре и справляться со своими эмоциями и переживаниями, допускает ошибки, так как подготовка прошла форсировано, не системно и не последовательно.

Вспоминается случай на одной международной игре. Сильный судья знал свой темперамент, черты своего характера. Он был чрезмерно спокоен, даже пассивен. Впереди была важная игра. Судья имел свой план подготовки к каждой игре, по поддержанию психологического самонастроя и мотивированности. Ему необходимо было себя разбудить, завести, заставить свою внутреннюю нервную систему активизироваться, т.е. психологически подготовиться к работе. Обычно для этого он делал насыщенную разминку перед игрой, был активен во время обсуждения игровых моментов до предстоящей работы, спорил с коллегами, т.е. настраивал, заводил себя. Всё вышеперечисленное ему было необходимо для самонастроя, подготовки к игре. В этот раз по пути к игровому залу он вступил в диалог, касаемо правил игры активно обсуждая их, оспаривая и интерпретируя по-своему так, как он их понимает. Тем самым он завел себя, комиссара и остальных, кто ехал в машине. Комиссару и всем остальным это было абсолютно не нужно. Комиссар,будучи всегда уравновешенным и спокойным, был заведен до предела. Пришлось остановить активиста. Судья, конечно, извинился и ситуация была разрешена. После выхода из машины я спросил у своего партнера: «Зачем тебе все это было нужно? Ты видел лицо комиссара?» На что судья ответил: «Я все понимаю, но мне нужно было себя завести, «взбудоражить», чтобы проснуться, подготовиться к игре. Я был не прав. Но зато сейчас я уже готов к игре».

Это был пример еще одного метода психологической подготовки к работе. Разумеется, это был экстремальный пример и не следует применять его в таком виде, но необходимо понять, что лишь изучив свою личность со всех сторон, можно найти ваш индивидуальный метод, который со стопроцентной точностью вам подойдет и поможет подготовиться наилучшим образом к предстоящей работе.

В результате дискуссий со спортсменами некомандных видов спорта, был выявлен ряд интересных ситуации, повествующих о том, как спортсмены готовили себя или выходили из сложных предстартовых ситуаций. Известный борец на одном из важных турниров дошел до финала, где  должен был встретиться с очень сильным соперником. Тренер волновался больше чем спортсмен, переживал и уже с вечера вырабатывал для борца план поединка. Утром специально отменил зарядку, чтобы ученик отдохнул, набрался сил. На завтраке тренер не увидел воспитанника, но предположил,что возможно они попросту разминулись или подопечный самостоятельно готовится к поединку. Уже за полчаса до выезда в спортивный зал тренер стал нервничать и пошел в номер к спортсмену. Каково было его удивление, когда постучав в комнату, ему открыл дверь полностью заспанный, обернутый в одеяло, спортсмен. Он спокойно спросил, сколько времени и даже удивился тому, что до схватки осталось полтора часа, а до отъезда автобуса полчаса. Полное спокойствие на лице, уравновешенная нервная система, «железные нервы». Тренер был в шоке.

Иметь такого уравновешенного ученика — для тренера это «клад». Если грамотно с ним работать, нет необходимости тратить специально энергию на самонастрой, ибо человек уже готов. Ему нужно только показать все, на что он способен, что он умеет делать. Его нервная система такова, что ему не нужно психологически себя успокаивать. Спокойствие – его рабочее состояние.

Кому-то необходимо себя настраивать, готовить, успокаивать, а кому-то это уже дано. Большинство спортсменов, тренеров и судей всё же нервничают, переживают, «горят», волнуются, стараясь, все эти волнения скрыть, поэтому им особенно необходимо, контролировать себя и свои эмоции. В концовке нашей истории спортсмен приехал в зал, провёл с тренером активную физическую разминку и без труда победил именитого противника.

Следующий случай по данной тематике произошел со спортсменом на отборочных соревнованиях по борьбе. Значимость турнира была высока, и отношение к команде со стороны федерации также являлось серьёзным. В команде был свой психолог, врачи и массажисты. Соревнования шли к своей завершающей стадии. По результатам соревнований только победитель отбирался на международный турнир. Один из спортсменов команды уже попал в финал, но финальную схватку было необходимо выиграть. Борец с вечера стал нервничать, замкнулся, ни с кем не разговаривал. Тренер пробовал успокоить его, переключить внимание на другие темы, но ничего не помогало. Спортсмен сам себя настроил на волнение, неуверенность, и слушал тренеров и партнеров по команде только из-за уважения. Прокрутив в голове весь завтрашний поединок, он стал сомневаться в своих силах, буквально говоря, начал «гореть». Тренер обратился к психологу, предварительно объяснив ситуацию. Через некоторое время психолог сказал тренеру о нервном состоянии спортсмена и его реакции на все происходящее. Борец не реагировал, плохо общался и слушал, был замкнут. Психолог попросил разрешения попытаться использовать нетрадиционный метод успокоения. Тренер дал добро, решив, что может быть они вдвоем со спортсменом пойдут в лес, в кино, сауну, бассейн, ресторан и т.д.

Забегая вперед, скажу, что спортсмен стал первым на этом турнире. Психолог, получив разрешение, забрал спортсмена в свой номер, предварительно купив бутылку коньяка и фруктов. Пригласив спортсмена в свой номер, он отвлек его от мыслей, вещей, что находились в комнате борца, своими разговорами и обстановкой другой комнаты. Психолог завел с ним разговор о жизни, семье, о будущем, и ни разу не затронули тему спорта. Так они просидели до ночи, и спортсмен спокойно уснул в комнате у психолога. Это, конечно, запрещенный прием, но в этой ситуации психолог помог успокоить спортсмена, не дав ему потратить свою внутреннюю энергию, эмоции и силы на переживание и отрицательные мысли. В итоге, молодой человек выспался, утром сделал зарядку вместе с психологом и полный сил, в спокойном, и уравновешенном состоянии поехал в спортивный зал. Схватка прошла успешно. Этот пример говорит о том, что со всеми состояниями, переживаниями, волнениями человека можно работать. Цель одна – необходимо показать, на что вы способны, что вы умеете делать, чтобы вам не мешали ваши внутренние переживания, волнения и мысли.

Похожая история произошла и с другим спортсменом, но у него не было ни массажиста, ни врача, ни психолога. Тренер был один на всех спортсменов в команде. Он старался уделить всем внимание как мог. В итоге спортсмен остался «один на один» со своими переживаниями и мыслями. Всю ночь не спал, думал, волновался. «Перегорел» внутренне, имел ярко выраженное состояние апатии (безразличие ко всему). Он проиграл поединок, но после сделал правильный вывод по своим ощущениям, проанализировал свое состояние, пообщался со специалистами. Стал больше внимания уделять психологической подготовке к поединкам, «слушать свой организм». Позже пришли победы и успех. Эти примеры можно переложить и на судейскую работу. У спортсменов и судей очень много общего в подготовке. Может только отличаться степенью важности каких-то форм подготовки, но психология и методы совершенствования психологической подготовки практически одинаковы.

Один известный судья, уважаемый и авторитетный, непосредственно перед игрой делал пробежку прямо в тренировочном зале, в коридоре, холле продолжительностью 30–50 минут. Я всегда удивлялся этому, ведь судьи столько не бегают во время тренировки, а тут разминка. Я спросил: «Для чего тебе необходимо так много бегать?» Он мне ответил, что это его метод подготовки, так ему легче и удобнее настроиться на игру. Уже позже я понял, что таким образом он борется с чрезмерным возбуждением, а пробежки, всевозможные упражнения, нагрузки это возбуждение снимают. Если он физически тренирован, вынослив, для него не составит большого труда сделать продолжительную разминку. Это его метод подготовки, его подход и он также имеет место в системе подготовки судей. Судья может устать умственно в течение игры, но никогда не физически. Он должен быть всегда в нужном месте в нужное время для принятия правильного решения.

Много интересных историй можно привести в пример. Главное, что необходимо найти свои методы и средства подготовки к игре, к работе. Важно понимать, что недостаточная психологическая подготовленность действительно реальная проблема, с которой в разной степени сталкиваются практически все люди. Необходимо просто в этом самому себе признаться и тогда вы быстрее сможете все это преодолеть и управлять своими эмоциями и поведением. Сможете показать, на что вы реально способны не тратя сил и энергии на борьбу с волнением и переживаниями. Нужно понимать, что главная проблема в вас самих, в голове, мыслях, сознании, и боязни поделиться, признать, что это все происходит с вами. Чем быстрее вы это решите, тем быстрее, лучше и выше будут ваши результаты.