СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ
СУДЕЙ НА ПРИМЕРЕ ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ
Дмитриев Фёдор Борисович
Ивашков Пётр Леонидович
Для связи с автором: E-mail: fedordmitriev @ yandex . ru
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ: Дмитриев Фёдор Борисович – к.п.н.,
председатель учебно-методической комиссии Российской Федерации
Баскетбола;
Ивашков Пётр Леонидович – директор СДЮШОР Баскетбольного клуба
«Минск 2006» г. Минск, Республика Беларусь

Аннотация. Судейство в баскетболе – это постоянный                                        взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс управления игрой. В судействе все должно быть причинно-следственно обусловлено.

В спортивной науке методике подготовки арбитров уделено незначительное внимание по сравнению с подготовкой спортсменов и тренеров. Отсутствие четкой системы отбора и обучения этой деятельности привело к заметному отставанию профессионального мастерства судей от уровня развития баскетбола.

Высокий уровень подготовки судей эффективно отражается на качестве работы арбитра в процессе игры, подчеркивают его общую культуру, профессиональное отношение к работе. Это дает гарантию, что при сложной игровой ситуации судья примет правильное решение и не станет компенсировать свою усталость эмоциями. Он сможет адекватно принять и оценить сложившуюся ситуацию и принять правильное решение в ограниченное время.

Ключевые слова: судья, процесс игры, управление, предыгровая беседа, предыгровая подготовка, оценка эффективности работы судьи, программа подготовки.

 

Анализ развития баскетбола в Европе и мире свидетельствует о психологической напряжённости спортивных соревнований, повышении их динамичности и зрелищности. Наряду с проблемами повышения уровня исполнения игровых действий игроками команд разной подготовленности, остро встают вопросы, повышения качества судейства, начиная с молодых (начинающих) судей и до арбитров высокой квалификации, а также научного обоснования средств и методов их подготовки [1,2,3,4,7].

Проблема повышения качества судейства отмечались ведущими специалистами в разных видах спорта, и в баскетболе, в частности (М.А. Давыдов, 1988; С.Д. Ерофеев, 2001; С.Г. Фомин, 1999, С.Н. Елевич и др.).
 

 

В результате анализа научно-методической литературы, можно констатировать отсутствие единой утверждённой программы подготовки судей. Также можно отметить нехватку судейских кадров не только в Москве и области, где непосредственно проводились исследования, но и в других городах и регионах страны, а также и в ближайшем зарубежье. Из этого следует, что процесс подготовки судей по баскетболу является актуальным, т.к. современный уровень развития баскетбола требует большого количества квалифицированных судей, как на российских, так и на соревнованиях международного уровня[1,5].

Это послужило толчком к разработке методики подготовки, которая гармонично вошла бы и усовершенствовала имеющую программу, а также способствовала формированию единых критериев оценки судей во время игры[1,3,4].

Таким образом, повышение качества подготовки судей на сегодняшний день является актуальной задачей[3,4].

 

Формирование позиций предыгровой беседы-установки для судей по баскетболу

На основании официальных правил баскетбола, интерпретаций, механики судейства было сформировано содержание тематики предыгровой беседы-установки. Всего было выделено 46 позиций предыгровой беседы-установки, которые были сгруппированы в шесть блоков:

-процедурные обязанности до и после игры;

-критерии нарушений и фолов;

-механика передвижения;

-контроль игры без мяча;

-контроль игры возле мяча;

-временные процедуры.

Для повышения уровня специальной физической подготовленности были разработаны комплексы специальных физических упражнений, направленных на развитие быстроты, скоростной и общей выносливости, а также разработаны комплексы разминки судей перед игрой: для залов, где есть и нет места для беговых упражнений с соответствующей дозировкой.

В результате анализа судейской деятельности во время 85 игр нами разработаны критерии работы судей, на основании которых была разработана форма отчёта комиссара по работе судьи. Форма отчёта комиссара была одобрена 20 экспертами и применяется до настоящего времени. Она формировалась по выбранным судейским характеристикам: представительность, физическая подготовленность, механика, судейские жесты и сигналы, фолы, нарушения, взаимодействия с партнерами, контроль игры, общая характеристика.

Структура и содержание методики подготовки судей по баскетболу

Суть методики заключается во взаимосвязи теоретической, практической подготовки через разработанную тематику предыгровой беседы-установки и специальной физической подготовки.

Методика подготовки является основой усовершенствованной программы подготовки судей (рис.1). Она представляет собой использование метода (тематика) предыгровой беседы-установки, который облегчает связь теоретической и практической подготовок между собой и комплекса упражнений по специальной физической подготовке и разминке перед игрой.

В усовершенствованной нами программе была изменена структура – в теоретическую и практическую подготовки добавлен метод предыгровой беседы-установки и изменено содержание физической подготовки.

Структура программы подготовки судей (рис. 1) включает в себя: ознакомление с основами физической подготовки баскетбольного судьи (использование специального комплекса упражнений); теоретическую и практическую части (изучение правил игры, их интерпретацию, двойную и тройную механику судейства, практическое судейство игр), которые замыкаются на предыгровой подготовке; психологическую и самостоятельную подготовки.

 аРис. 1. Структура программы подготовки судей по баскетболу

Последовательность использования комплексной методики

 б

Рис. 2. Структура методики подготовки судей по баскетболу

 

На рисунке 2 видно, что структура методики представляет собой последовательную связь компонентов. Объектом воздействия является непосредственно сам судья, на котором замыкается вся структура.

В структуре ведущую роль играет судья, который на основании полученной информации, анализе всех данных выполняет работу, а после корректирует своё исполнение.

Судья выступает как объект воздействия. Оценка выполненной им работы позволяет получить информацию об уровне его подготовленности и судейской квалификации.

Особенностью методики подготовки является динамичность её использования и оперативность коррекции.

Таким образом, основываясь на предложенной структуре и механизме реализации методики подготовки судей последующим шагом стала проверка её эффективности в ходе эксперимента.

Анализ проведения педагогического эксперимента

Результаты педагогического эксперимента показали, что в группе, которая использовала метод предыгровой беседы-установки, качественно улучшился сам процесс совершенствования навыка судейства, уменьшилось количество ошибок. В первом исследовании количество правильных решений составило – 71,2% в экспериментальной группе, а в контрольной — 68,1%. После применения предложенной методики использования предыгровой беседы-установки количество правильных решений возросло до – 91,4% в экспериментальной группе, а в контрольной до – 75,0%.

            Оценки экспертов судьям за качество судейства (в баллах, макс. 5 баллов) к концу исследования оценка экспериментальной группы возросла до 4,2 балла, против 3,8 балла в контрольной группе (t=4,99).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подытоживая результаты педагогического эксперимента необходимо отметить, что выше всего средний балл показала экспериментальная группа, набрав 4,2 балла и 91,4% правильных решений (улучшение на 22%) против 3,8 балла и 75,0% правильных решений (улучшение на 9%) у контрольной группы.

Полученные итоговые оценки судей экспериментальной группы говорят о том, что метод (тематика) предыгровой беседы-установки можно эффективно применять и рекомендовать для применения не только в баскетболе, но и в других спортивных играх, таких как футбол, гандбол, хоккей и др.

Оценка эффективности предыгровой беседы-установки зависит во многом от оценки этих позиций самими судьями. Своё личное состояние, мотивация и желание формируются у арбитра во время систематической работы.

Мероприятия по предыгровой подготовке должны стать обязательной, составной частью тренировочного и соревновательного процесса. В этой связи они должны специально планироваться, а их выполнение контролироваться так же, как и любые другие элементы подготовки судей.

К положительным качествам предыгровой беседы-установки можно отнести довольно быструю обучаемость судей, кратковременность используемых процедур и их непосредственно наблюдаемый и ощутимый эффект. К недостаткам относится необходимость индивидуализации подхода к конкретной игре.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанная методика подготовки судей по баскетболу способствует повышению эффективности освоения техники судейства, а разработанные критерии оценки эффективности деятельности судей по баскетболу позволяют объективно оценивать работу судьи.