Баскетбол – часть жизни спортивного судьи, спрессованная во времени и пространстве, где возникают особые условия, выдвигаются дополнительные требования ко всем участникам игры. В профессиональной деятельности многие проживают новый опыт отношений с самим собой и другими. В игре они овладевают теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, которые впоследствии будут передаваться другим и применяться в собственной практике. В процессе кропотливой, систематической работы профессионально и личностно растут все участники – и те, кто учится и те, кто учит.

В нашем случае мы рассматриваем непосредственно работу баскетбольного судьи, его карьерный рост, прогресс и проблемные моменты с какими он сталкивается в процессе подготовки, совершенствования своей работы. Какие цели мы должны поставить перед собой? Краткий ответ на этот вопрос можно сформулировать так: создать адекватные условия, в которых судьи смогут понять последствия работы с игроками, тренерами и другими людьми в ходе игры, переживающими стрессы, конфликтные ситуации, проблемные моменты и овладеть искусством, приемами психологического сопровождения и выхода их этих ситуаций.

Стрессы

Все люди, кто связан с общением, а тем более со спортом, подвержены стрессам. Стресс – это реакция человека на разнообразные воздействия и не обязательно экстремальные. В основном считается, что главной составляющей психологического стресса является эмоциональное возбуждение, которое присуще начинающим судьям. Некоторые ученые рассматривают стресс как крайнюю степень психической напряженности. Исследования физиологических сдвигов при стрессе (стартовое и предстартовое состояние) показали, что изменению подвергается почти все функции организма. Отмечается учащение пульса, повышается давление, температура тела. При этом проявляются психические изменения – расстройство, мандраж, депрессия, повышенная возбудимость, раздражение, замкнутость, обидчивость. Происходит дисбаланс между процессами возбуждения и торможения в центральной нервной системе под воздействием предстоящей работы, игры. Это более отчетливо проявляется при мандраже (предстартовой лихорадке, треморе), когда сильно учащается пульс, увеличивается потоотделение, повышается давление и т.д. Такое пограничное состояние допускать нельзя.

Другая крайность – апатия, характеризуется низким уровнем психологического напряжения в связи с ослабленным порогом возбуждения. К апатии приводит так называемый процесс длительного ожидания (судья «перегорел»), т.е. он переваривал в себе всю игру и не в лучшем виде, проигрывал конфликтные ситуации, когда он совершал ошибки, находился в состоянии тревожного ожидания. Когда судья моделирует игровые ситуации с плохим исходом, проблемными моментами, безнадежными ситуациями долгое время, то это приводит его в ситуацию апатии.

Стресс или стрессовая ситуация происходит в три этапа: начало стресса (конфликта) сам конфликт и его развязка. Для нас важна третья стадия – принятие решения и реакция на него. Для того чтобы более спокойнее выходить из таких ситуаций, а тем более управлять ими, в спортивной психологии применяют такой термин как «антистрессоры». Что это такое?

Антистрессоры – это один из способов предупреждения, а иногда и выхода из сложных, психологически неадекватных ситуаций. «Болезнь лучше всегда предупредить, чем лечить»– говорят врачи. В психологии примерно такой же механизм. Лучше быть подготовленным всякого рода воздействиям извне и спокойно, адекватно реагировать. Ниже мы приводим, так называемые антистрессоры, которые помогут лучше управлять общением в повседневной жизни.

1.​ Расширьте круг общения. Более открыто выражайте свои мысли и чувства. Это помогает снизить внутреннее напряжение. Делайте это в миролюбивом тоне.

1.​ Измените свое отношение к себе и другим более позитивное и менее критичное.

1.​ Организуйтесь. Начните с планирования, распорядка дня. Не оставляйте после себя неоконченных дел. Доводите до логического конца все начатое.

1.​ Учитесь говорить «НЕТ». Вы не можете сделать все и за всех.

1.​ Научитесь делиться ответственностью. Делайте свое дело и дайте другим разделить с вами труд и ответственность.

1.​ Не переутомляйтесь. Своевременно берите отпуск. Помните, что, только находясь в хорошей физической форме, вы можете принести максимум пользы на своей работе, научитесь отдыхать.

1.​ Будьте гибкими. Умейте слушать других людей, ценить иную точку зрения. Присматривайтесь к методам чужой работы.

1.​ Не бойтесь совершать ошибку. Сделав ее – извинитесь и исправьте!

1.​ Заботьтесь о своем здоровье. Избегайте вредных привычек.

Со стрессами в обычной жизни мы сталкиваемся почти везде. Как из них выходить является основным вопросом. Необходимо знать, что при стрессовой ситуации опасен не сам стресс, а его последствия.

Важно отметить, что, не обращая должного внимания на эти психологические переживания и стрессы, у судьи с годами происходит так называемое психоэмоциональное выгорание, т.е. происходит истощение нервной системы, упадок сил, плохой сон или его нарушение, травмы, головные боли, страхи перед предстоящей работой, мелкие психические расстройства. Для нормального управления своими эмоциями и самим собой и избегания таких пограничных состояний и ситуаций необходимо:

​ владеть признаками психоэмоционального выгорания;

​ уметь выявлять причину и наличие появления этих признаков;

​ освоить методы и приемы помощи себе и коллегам в таких ситуациях;

​ знать, что делать, когда этот процесс выгорания уже развивается;

​ на основе полученных знаний и умений противостоять и оказывать помощь молодым коллегам в ситуациях профессионального стресса, конфликта.

Для продуктивной работы со стрессами необходимо знать психологические состояния и затруднения, которые возникают у судей при выполнении своей работы, их уязвимые места. Одна из основных проблем заключается в том, что молодой или неопытный судья впитывает, как «губка» всю стрессовую информацию, все отрицательное и негативное в игре, пропускает и принимает все очень близко к себе, реагирует и переживает мгновенно на все реплики и действия участников игры. Таким образом, происходит наслоение отрицательных моментов в памяти, накапливающий эффект, а это приводит к страхам, неуверенности в принятии решения, чувство вины, опасения за последующие действия – судья начинает себя «бичевать», «съедать» изнутри. Происходит «феномен психологического заражения», т.е. судья впитал весь негатив в игре, заразился «инфекцией» и не знает, что с ней делать. Тут необходима «вакцина», чтобы судья окончательно «не заболел», не сломался, необходимо отражение этих отрицаний, своеобразная блокировка. Помощь старших коллег и комиссаров крайне необходима. Но помощь нужна не в констатации фактов и моментов, которые повлияли на такое состояние судьи, а причины и следствие, что мы все вместе будем делать с этим. Нужно спокойно и четко выводить судью из таких ситуаций, состояний и готовить его к дальнейшей работе, но только с позитивными наставлениями, помочь коллеге противостоять стрессу, психологическому сгоранию, эмоциональному переживанию.

Анализируя работы психологов в области спорта по этой тематике, можно заметить, что конфликтов и стрессовых ситуаций не надо бояться, необходимо уметь им противостоять и управлять ими постоянно. Нельзя дать право себе раньше времени растратить всю свою энергию, «сгореть на работе». Раннее психоэмоциональное выгорание при выполнении своей профессиональной деятельности – это плата за непрофессиональное, безграмотное отношение к своей работе и труду и отсутствие навыков саморегуляции. Это приводит, кроме стресса и к негативным самоотчуждениям, необоснованным обидам и даже к потере работы, так как происходит внутренняя потеря связи с собой и другими, притупление всех положительных эмоций. Они возникают как защитная неправильная реакция на хронический стресс и конфликт.

Судье нельзя перегружать себя максимальной нагрузкой, поглощая стрессы и конфликты и неправильно анализируя их после игры. Личностные качества, стереотипы поведения судьи часто только способствуют отрицательному состоянию, раннему профессиональному выгоранию. Для того чтобы оградить себя, сократить до минимума воздействие отрицательных факторов, необходима постоянная работа, анализ и не только своего судейства, желательно с опытными судьями и комиссарами, психологами.

Нельзя не затронуть психологический момент при переходе опытного судьи в комиссары. Это также довольно сложный психоэмоциональный процесс, сопряженный с внутренними переживаниями и стрессовыми ситуациями, с которыми сталкивается опытный судья. Будучи уважаемым, авторитетным, востребованным как активный судья, он попадает в ситуацию, где фактически будет являться новичком, начинающим комиссаром и его карьера только будет начинаться. Количество и качество игр будет в разы разниться на первом этапе с карьерой активного судьи. Это иногда вызывает дискомфорт и чувство неудовлетворенности. К этому моменту необходимо готовиться психологически заранее, чтобы не сталкиваться уже в зрелом возрасте с подобными переживаниями, а пройти этот период жизни с позитивной установкой как закономерные, неизбежные этапы своей карьеры.

Вот некоторые аспекты психологической работы:

1.​ Освоение способов саморегуляции, способных предупредить раннее профессиональное выгорание, борьба со стрессами. Научиться расслабляться, снять стресс, получать удовольствие от проделанной работы.

2.​ Постоянный конструктивный обмен опытом с коллегами, комиссарами и инструкторами и оказание помощи своим коллегам.

3.​ Создание и постановка перед собой стратегических целей и задач на достижение результата через позитивные установки.

4.​ Повысить свою аналитическую самооценку, уверенность в профессиональной деятельности, научиться доверять и верить себе. Быть уверенным, но не самоуверенным.

5.​ Изучать стиль работы всех участников игры, их мотивы поведения.

6.​ Знать первые признаки психологического выгорания в своей деятельности (излишнее напряжение, нервозность, неуверенность в своих действиях; желание не выделяться, быть за спиной у партнеров, отсидеться в «кустах» в трудный момент игры; выжидающая или очень агрессивная позиция при разговоре, трудности в признании своей ошибки, зажатость и молчаливость, закрытость; желание уединения, опущенный взгляд, нежелание идти на контакт, чувство страха, одиночества; отсутствие необходимой поддержки и др.).

7.​ Подтверждать правильность выбора профессии.

8.​ Обратная связь.

Следует понимать, что важен не сам стресс или конфликтные ситуации в игре, а его последствия! Стрессовых ситуаций в игре избежать невозможно, но научиться их правильно преодолевать в наших силах. Стресс – это свисток, это каждое решение судьи. Кто-то постоянно не согласен с ним. Стресс – это реакция человека на разнообразные воздействия и не обязательно экстремальные. Многие врачи утверждают, что стресс – это причина едва ли не всех болезней. Если судья уверен в себе, в принятом решении под воздействием давления и дополнительных факторов, тогда все происходит в пределах нормы и судья справляется со стрессом. Но иногда случается, что опытный судья не смог справиться с конфликтом. В силу многих причин, в последней фазе конфликтной ситуации и происходит внутренний стресс. Продолжительность выхода из этого состояния зависит от самого судьи, его внутренних процессов и его умения противодействовать стрессам. Важно здесь не получить накопительный эффект, когда стресс накладывается на стресс. Эффект от этого – истощение нервной системы со всеми вытекающими последствиями. Здесь очень важно понимать, что проблема возникла не с работой, а с вами. Нужно вернуть и как можно быстрее состояние удовлетворения от своих действий и поступков на площадке. Получить чувство уверенности в своих силах, желание работать и двигаться дальше в своей профессиональной деятельности, четко осознавая свои сильные стороны, просчеты и ошибки и работая только через позитивную, конструктивную критику своих коллег и позитивный подход к самоанализу своей работы.

Как бороться со стрессами

Вот некоторые советы:

1.​ Научитесь сбрасывать эмоциональное напряжение и мгновенно расслабиться. Это поможет сконцентрироваться на дальнейшей работе.

2.​ Дайте отдых своей нервной системе. Запомните: хорошо работает лишь тот, кто умеет отдыхать. Лучший отдых – сон, в том числе и кратковременный дневной (от 5 до 30 минут).

3.​ Постарайтесь вытеснить неприятные эмоции, заменяя их приятными. Для этого можно попытаться переключить свое внимание на предметы или действия, которые обычно вызывают у вас положительные эмоции (прослушивание музыки, просмотр телепрограмм, видео, занятие спортом, сауна, бассейн, хобби и т.д.).

4.​ На организм человека серьезное влияние оказывает ритм дыхания. Ритмичное, спокойное, полное дыхание понижает возбудимость не только дыхательного центра, но и других центров, например, эмоционального.

5.​ Между дыханием и эмоциональным состоянием человека есть прямая связь. При волнениях и сильных эмоциональных переживаниях происходит задержка дыхания – оно становится прерывистым, и наоборот, когда человек находится в спокойном состоянии, ему свойственно ровное дыхание. Поэтому чтобы успокоиться, снять мешающее волнение необходимо установить ровное и глубокое дыхание. После каждого вдоха и выдоха должна идти обязательно пауза. Правильное дыхание значительно снижает волнение и ослабевает эмоциональное напряжение во время вашей работы, оно помогает хорошо сосредоточиться на поставленной цели. Отсутствие волнения всегда помогает хорошо выполнить работу.

Таким образом, мы затронули простейшую схему, она представляет собой лишь общие черты, поскольку содержание и решение каждой проблемы (игровой ситуации), эмоции напряжения всегда индивидуально и не может быть стандартным шаблоном.

Дмитриев Фёдор Судья международной категории
e-mail: fedordmitriev@yandex.ru
©