После того как в 1979 году в НБА было введено правило 3-х очкового броска, практически сразу поменялось содержание самой игры: увеличились скорости, кардинально поменялись техника и тактика игры команд в защите и нападении. Команды стали играть намного шире в нападении и перестали скучиваться и играть только на высокорослых игроков в трёхсекундной зоне, под кольцом. Стало уходить в прошлое время сверхвысоких и относительно медленных игроков. Появились атлетичные, более мощные, быстрые, по-игровому «гибкие», универсальные игроки. Игра стала динамичней и атлетичней.
907792206
Эти изменения в правилах игры повлияли на судейство. Стало труднее перераспределять, концентрировать внимание на игровой площадке двоим арбитрам. НБА, а затем и Европа начали перестраиваться, искать новую систему судейства – управления процессом игры. Ввели третьего арбитра на площадку – судейство стало проходить тремя арбитрами. С этим нововведением механика судейства (перемещение судей на площадке) практически полностью изменилась. Зоны контроля и ответственности, первостепенные и второстепенные, у каждого из судей на игровой площадке поменялись. На первый план стала больше выходить командная работа судейской бригады, где стало цениться взаимопомощь и общая ответственность за принятые решения, выдержка.
Если раньше концентрация внимания у судей была больше на трёхсекундную зону, то сегодня всё сместилось, рассредоточилось: от лицевой к трёхочковой линии и к центральному кругу. Высокорослые игроки эффективно и результативно могут играть на «периметре» и атаковать из-за трёхочковой «дуги», разыгрывать мяч, играть много «на верху».
Старая «двухэтажная» механика судейства, где ведущий судья стоит под кольцом и смотрит только за «низом – 1 – ым этажом» игры, а в поле – ведомый судья контролирует «второй этаж» — верх игры — давно ушла в прошлое. С приходом тройной механики, судейство стало больше «одноэтажным». Судьи должны уметь предвидеть и занять правильную позицию на игровой площадке, чтобы знать или иметь чёткое представление о любом игровом эпизоде.
Деление на «этажи» в баскетбольном судействе было чисто формально (по книге механики), но при большой скученности игроков, такая необходимость была нужна, и она была обоснована и оправдана. Тогда игра сводилась к игре центровых игроков, которые играли в трёхсекундной зоне. Если команда имела высоких центровых, игра заканчивалась в основном через них, если нет – команды имели другой план – через «периметр». Но каждая команда всегда старалась найти высокорослых игроков.
Современный баскетбол в какой-то мере поменял правила селекции и отбора игроков. Командам сейчас нужны высокие, атлетичные, быстрые, универсальные, умеющие играть на нескольких позициях, игроки. Если игрок сверхвысокий – он должен соответствовать этим требованиям, если нет – он будет невостребован Игрой.

Manute-Bol-Spud-Webb
Команды стали искать и внедрять большой арсенал тактических комбинаций и взаимодействий, а также искать и готовить хороших снайперов. Сейчас забить мяч из-за «дуги» стало даже легче, чем со средней дистанции. Виной тому фиксированная дистанция до кольца — 6,75 м. Игроки — снайперы тысячами попаданий отрабатывают броски с одной и той же дистанции, с одной и той же позиции, и, если в игре игрок — снайпер получает мяч – прицел и цель у него ясна и более конкретна, чем со средней дистанции, где расстояние до кольца постоянно разное и меняется от броска к броску. Трёхочковая линия вырабатывает у игроков стереотип, чувство дистанции в памяти.
Игра поменялась, модернизировалась, соответственно, поменялись судьи, обслуживающие серьёзные матчи. Они стали профессионалами. Каждый имеет самостоятельный план подготовки, анализирует детально своё исполнение по видео и т.д. Эта работа происходит постоянно. Только так можно идти в ногу со временем, быть востребованным и необходимым Игрой.
Основные вопросы, которые обсуждают специалисты баскетбола после игры – это исполнение и атлетизм игроков, тренерские решения и зачастую судейские решения.
Как обычно, игра заканчивается для большинства с финальной сиреной. Но это не касается судей. Для профессионального арбитра основная, информационно – аналитическая работа только начинается. Для арбитров, ночь после игры – это только половина финальной сирены. Послематчевый анализ с партнёрами и комиссаром, а скорее всего самоанализ – это обычная процедура сегодняшнего профессионального арбитра.

Снимок
После совместного с партнёрами ужина часто происходит самостоятельный долгий просмотр игры в гостинице. Эта работа требует длительного времени, потому что у каждого судьи есть много моментов, которые требует детального разбора и просмотра: сложные и спорные игровые моменты, свои и решения партнеров, поведение и действия игроков, позиции на площадке, положения корпуса тела, глаз, коллег, контроля своей зоны (первостепенной и второстепенной) ответственности, помощь партнёру, управление игровыми моментами, время и место принятия решения, жестикуляция, контроль игрового времени и времени на атаку и т.д. Игра длится в основном 40 минут чистого времени, а на просмотр игры уходит до 3 — 4 часов.
«Люди думают, что наша роль, наша работа только на площадке и всё, но это намного больше. Мы работаем намного больше и тяжелее, чтобы научиться судить, понять игру, быть ею принятыми, чтобы быть уверенными и корректными, чтобы наши решения были понятны и правильны», — сказал один из опытных судей НБА.
Правильное расположение на площадке судьи – это ключ судейской работы. Положение корпуса тела, головы, глаз, угол обзора, грамотная позиция в своей зоне ответственности, хорошая физическая форма и внешний вид дают возможность для принятия справедливого и верного решения. На это судьи тратят много времени и зачастую для этого работают с видео. Лучшая оценка, обратная связь с игрой – только через видео. Видео никогда не врёт. Видео – это судейский комиссар.
VIDEO – IS TALKING TEST
Люди верят вам, если вы используете хорошую представительность
Многие психологи говорят, что самая лучшая учёба – это учёба через эмоции. Эмоции увеличивает эффект обучения и оставляет эмоциональный фон. Учёбу можно преподнести, как агрессивную, так нейтральную, и спокойную. Судьи постоянно слышат в свой адрес много негатива, поэтому грамотные преподаватели усиливают позитивный эмоциональный фон, придавая больше позитива при анализе игры.
Если судьи в своей игре имеют 92% правильных решений, то грамотный комиссар, не критикует и обсуждает 8% ошибок. При критике судьи имеют большой шанс в будущих играх потерять что-то из 92% правильных решений. Судьи, не зная точно, что они сделали правильно в спорных «тонких» ситуациях, ждут от комиссара анализа правильных решений, чтобы усилить свою уверенность в своих действиях в сложных игровых ситуациях, закрепить это в памяти и тогда есть вероятность получить 93-94% и более в следующих матчах и приобрести устойчивость в принятии будущих решений в последующем. Если же комиссар критикует и анализирует только 8% ошибок, арбитры имеют шанс совершить их больше, боясь и не рискуя в последующей работе, всегда ожидая и думая, что нужно не совершить ошибку, не принять смелое и правильное решение. Позитивный подход всегда придаёт уверенность в своих действиях и формирует устойчивость в последующем при принятии решений, а не формирует подсчитывание своих рисков, если вы примете или не примете какое-то спорное решение.
Считать риски от своих действий – это не свистеть или бояться принимать решения, иногда ошибочные. Вместо того, чтобы анализировать хорошее и плохое и потом этого не допускать, уменьшить количество уже встречаемых ошибок и неточностей.
Ты никогда не поднимешься наверх, если будешь подсчитывать свои риски и не действовать.
Подсчитывая риски от своих решений, человек всегда будет пассивен в своих действиях. Нужно всегда рисковать, но с «головой» и знанием предмета. Квалифицированный риск всегда оправдан!
Однако, судьи должны анализировать, разбирать также и ошибочные моменты. Главный посыл – мы все делаем ошибки, и мы никогда не будем идеальными для всех.
Различают два типа ошибок – психологические и технические. К ним нельзя относиться одинаково, и на них следует по-разному реагировать. Технические ошибки происходят, потому что человек не контролирует технику исполнения. Они корректируются, но требуют большего терпения, усидчивости, контроля и волевых качеств.
Психологические ошибки обычно случаются в силу различных причин: в отсутствии понимания философии предмета; безразличия; недостаточной внимательности, неполной концентрации, недисциплинированности; слабой подготовленности, лени.
Важно для судьи знать и занимать правильное место на площадке и это необходимо делать так, чтобы судья всегда мог знать ответ на любой вопрос по игре в его непосредственной зоне ответственности. Этого желают все: игроки, тренеры, зрители. Нужно выглядеть победителем в игровой ситуации, а не чувствовать постоянно горечь от сделанной ошибки или неправильно принятого решения. Однако быть победителем тяжело. Победителем, это не значит быть выше Игры, а грамотно корректно, оперативно принять правильное, объективное решение, даже в самой напряженной ситуации, моменте в игры.
Игроки и тренеры могут сделать из судьи победителя, если он будет профессионалом, но также они могут сделать из судьи постоянного неудачника. Это нужно знать и работать над своими знаниями, навыками, привычками, вообщем, над собой. Сильные игроки и тренеры сразу видят судей победителей, это выражается во всём: походке, разговоре, внешнем виде, коммуникации и, конечно, в принятых решениях. Но победитель – в первую очередь, арбитр с человеческими качествами, который, когда нужно подскажет, поможет, предупредит, остановит, примет может быть жёсткое, но справедливое решение или наказание.

Milano Eurolega 2008-09 Armani Jeans Milano Tau Vitoria
Работа и учёба никогда не должна заканчиваться. Часто мы смотрим, что мы фиксируем непосредственно по реакции игры, когда игроки, тренеры реагируют на свистки или не свистки. Судьи должны всегда работать над своей позицией на площадке, т.е. «читать» и понимать Игру.
«Если виден номер игрока на спине, то необходимо смещаться – вы видите только спину нападающего или защищающего игрока», — сказал известный преподаватель по судейству Эл Батиста из США.
Когда в вашей зоне контроля находится снайпер, судьи могут видеть игру лучше если они будут в статическом, открытом к игре положении. Но, главная, предварительная позиция должна быть в соответствии с моментом игры. Нет необходимости двигаться при ловле мяча игроком. Судья должен увидеть и понять разницу, когда он «читает», предвидит следующий игровой момент, «читая» следующий пас и, когда хаотично двигается и не может сконцентрировать, сфокусировать свои глаза на игровом моменте полностью. Для этого судья должен взять паузу до последующего действия игрока с мячом (пас, ведение, бросок). Делая паузу, судья реагирует (смещается, отходит), и это должно происходить спокойно без хаоса, спешки, «метусни», нервозности в его движениях. Перемещения судьи должны вызывать уверенность у всех, что вся игра под контролем арбитров.
Сегодняшний стиль игры и судейства изменились. Многие опытные судьи отмечают, что из-за смены стиля игры стало меньше борьбы под кольцом одних только больших центровых за позицию, это не значит, что борьбы не стало, наоборот, почти все игроки могут играть в «краске» в борьбе за место, за получение мяча, за позицию. Специалисты отмечают, что баскетбол уже давно стал игрой атлетичных игроков. Высокорослые игроки должны быть мощными и мобильными, только тогда они могут играть в современном баскетболе на высоком уровне.
В современном баскетболе многие игроки – таланты и, соответственно, среди судей должны быть талантливые люди. Но главный талант в человеке – это трудолюбие. Никакие задатки и предрасположенности не проявяться, если человек не будет работать над собой, над своим самосовершенствованием, не будет показывать и постоянно развивать свои лучшие стороны. Нужно быть профессионалом все 40 минут игры, т.е. быть в полной концентрации до конца, до финальной сирены.
Профессионалов уважают везде, профессионалы нужны всем. Есть такие понятия, как востребованность и необходимость. Востребованный – это узнаваемый, сильный человек, но необходимый – это тот, без которого нельзя обойтись. Так вот, настоящие «проффи» в любом ремесле – эти люди, без которых нельзя обойтись. Вот такими профессионалами необходимо становиться!

 

Дмитриев Ф.Б. — судья Международной категории.