Обратная связь: комиссар – судья
На основании анализа определения критерия оценки работы судей в федерациях других стран и профессиональных литературных источников, были выявлены психолого-педагогические факторы, влияющие на эффективность работы судьи. Они основывались на официальных правилах баскетбола, официальных интерпретациях, методических рекомендациях, а также разработанных ранее критериев экспертных комиссий. Были определены следующие подразделы:
-официальные процедуры до игры;
-механика (передвижения);
-управление игрой;
-конфликтные (проблемные) ситуации;
-игра возле мяча;
-игра без мяча;
-официальные процедуры после игры.
Использовались педагогические методы:
1.Обсуждение: теоретическая подготовка (правила и их интерпретация).
2.Мотивация игроков, тренеров, самонастрой.
3.Беседа до и после игры. Анализ, моделирование, планирование, прогнозирование (предвидение) судейства.
4.Кооперация, коммуникация с секретарским столом и комиссаром (визуальная, вербальная).
5.Разбор: контроль игры без мяча; игра руками; заслоны, задержки без мяча, подборы, толчки, заслоны.
6.Разбор: контроль игры возле мяча; визуальный контакт.
7.Словесные методы: рассказ, описание, беседа, разбор.
Рассказ — достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятельности.
Описание — представления о действии.
Объяснение — последовательное, строгое изложение сложных вопросов, понятий, правил и т.д.
Беседа — взаимный обмен информацией.
Разбор — форма беседы, проводимая после выполнения какого-либо задания, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т.д., в которой осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию.
Инструктирование — точное, конкретное изложение задания.
Комментарии и замечания. Оценка качества выполнения или указание на допущенные ошибки.
Распоряжения, команды, указания.
8.Наглядные методы (использование видео, магнитной доски-планшетки, схем и т.д.).
Применялись методы объяснения.
Методы объяснения
Метод объяснения Особенности Эффективность
Информационный знание дается в готовом виде, преподаватель оказывает минимальную помощь учащемуся длительность и напряженность минимальны, развивающий эффект минимальный
Проблемный преподаватель не сообщает нужных знаний, а происходит совместный поиск знаний длительность и напряженность максимальны, развивающий эффект высокий
Дедуктивный часть знаний преподаватель дает информационно, а следствия — ученик выводит самостоятельно длительность больше, чем у информационного; развивает логику
Наибольший эффект достигается при сочетании методов (причем 75-80% материала нужно давать информационным методом в сочетании с дедуктивным, а остальное проблемным методом).
Использовались психологические факторы:
1.Устойчивость внимания;
2.Эмоциональная устойчивость;
3.Самостоятельность;
4.Самообладание;
5.Уверенность в себе;
6.Ответственность;
7.Волевое решение;
8.Решительность;
9.Коммуникабельность;
10.Скорость принятия решения;
11.Независимость;
12.Активность (либо пассивность) поведения;
13.Адаптивность и т.д.;
14.Мотивация поведения;
15.Восприятие;
16.Познавательные факторы – исходные (базовые) знания и умения, уровень развития мышления (логика), понимание речи, памяти, внимания, индивидуальные познавательные стили;
17.Самооценка;
18.Эмоциональные характеристики.
Выготский Л.С. отмечал, что процесс обучения следует рассматривать не только как образование навыков, но и как интеллектуальную деятельность, направленную на выявление и перенос структурных принципов, найденных при решении одной задачи, на ряд других. Обучаясь какой-нибудь частной операции, обучающийся тем самым приобретает способность к образованию структур определенного типа независимо и от материала, с которым он оперирует, и от отдельных элементов, входящих в состав этой структуры. Следовательно, совершая шаг в обучении, человек продвигается в развитии на два шага, т.е. обучение и развитие не совпадают.
Несмотря на признание важной роли обучения в процессах психического развития, учебные программы долгие годы ориентировались на вчерашний день в развитии, то есть на уровень его актуального развития. Неудовлетворенность таким положением привела многих ученых, методистов к разработке учебных программ. Отличие развивающих программ состоит в том, что в них путем специального структурирования содержания на базе основных законов психического развития создаётся зона ближайшего развития. Это означает, что в ходе усвоения знаний приводится в движение ряд внутренних процессов.