СУДЬЯ – ДИРИЖЕР ИГРЫ

 

Победу не даёт сила – силу даёт борьба!

Если ты борешься и не сдаёшься – это и есть сила!

 

         Прошло много времени с начала судейской карьеры. Много игр пришлось отсудить хороших и не очень, трудных и легких, простых и сложных… Почти все игры вошли в дневник, который я веду уже более 20 лет. Среди них есть игры, которые запомнились и отложились в памяти. Такие игры были и среди детей и юношей, молодёжи и взрослых, любителей и профессионалов. Это сверхсложные, эмоционально напряженные, сопряжённые с конфликтами и тяжелыми ситуациями игры различного уровня – первый финал в карьере – Первенства Советского Союза по минибаскетболу в 1988 году в г. Тбилиси между сборной Грузии и Литвы, игры Чемпионата СССР, Чемпионата Беларуси, Чемпионата России, Кубковые игры ФИБА, Чемпионатов Европы среди мужчин и женщин, первая игра Евролиги УЛЕБ, финал Чемпионата Ливана, финалы Чемпионатов арабских стран….

Есть игры запоминающиеся, как тяжелые в сезоне, которые приходилось тщательно анализировать, разбирать после матча для определения и оценки игровых ситуаций. Однозначно сказать, что помешало провести игру на высоком уровне сложно – много побочных факторов и аспектов вовлечены в поединок двух команд. Если ты, как судья грамотно и оперативно адаптируешь свои знания, умения, навыки, интеллектуальные возможности, интуицию для профессионального проведения игры, тогда всё может пройти хорошо. Если же нет, то проблемы будут сопровождать тебя до конца игры и после будут давать побочные эффекты в виде конфликта, стресса, страхов, различных фобий и внутренних переживаний.

Весь свой опыт профессиональной карьеры хотелось бы передать молодым коллегам, поэтому уже несколько лет мы с молодежью вместе работаем в проекте – «Школа арбитра». В ней собрались молодые ребята разного возраста, которые любят баскетбол и хотели бы попробовать себя в судействе баскетбольных матчей. Проект интересный, но не простой. Найти, выработать единую цель, поставить адекватные задачи и главное их реализовать — является одним из стратегических направлений работы школы. Ребята в Школе разные: со своими характерами, различными темпераментами, образованием, культурой и т.д. Всех их нужно объединить, терпеливо работать, радуясь успехам и вместе переживая неудачи. Главная задача, чтобы молодые люди поверили в себя, не гнались только за материальным, имели человеческие качества и стремились к совершенству. Тяжело объединить в один коллектив ребят разных возрастов из разных городов страны, многие из них закончили школу и уже обучаются в ВУЗах, кто-то уже работает, у кого-то есть семьи… Запросы у всех у всех разные, но главное они хотят видеть смысл обучения и нахождения в Школе. За это время мы имели, как победы, так и огорчения. Но всё равно Школа живёт. Значит в ней есть коллективный дух, ценности и выбрано правильное направление движения. А это главное!

Уже второй год у нас работает два судейских интернет портала — сайта. Один на английском и второй на русском языках. В группе в контакте (VK) у нас уже более 1100 подписчиков. Это небольшой успех нашей команды! Мы общаемся с ребятами из Казахстана, Беларуси, Украины, Прибалтики, а также русскоязычными ребятами из Европы и США, с которыми познакомились на международных семинарах и судейских лагерях в Швеции, Болгарии, США. Обмениваемся опытом, делимся своими проблемами и результатами работы. Это на наш взгляд хороший путь коммуникации.

Вспоминаю, как всё начиналось и в каком состоянии сейчас. Приятно отметить, что многие ребята изменились по отношению к себе и к людям, к работе и не только судейской деятельности, но и к жизни. Нужно заметить, что не все ребята выдержали темп занятий, график игр и просто ушли. Кому-то было трудно совмещать, от кого-то пришлось избавиться по человеческим вопросам и отношению к коллективу. Но большая часть ребят сформировала костяк, который сейчас держится друг за друга и помогает становиться лучше не только на площадке, но и в жизни. Этим они развивают у себя такие человеческие качества, как взаимовыручку, доброту, порядочность, уважение, скромность, справедливость, сохраняя человеческую гордость и чувство личного достоинства.

Наша задача – не мешать развиваться молодым людям, учиться вместе с ними и определить для них чёткие и строгие критерии работы на долгий период обучения в Школе.

Когда спрашивают есть ли в школе срок обучения, у меня один ответ:

«Конца обучению нет, как и конечной цели в жизни у целеустремленного человека. Завершение одного этапа в жизни и достижение поставленной цели у молодого устремленного человека рождает другую цель, более сложную и труднодостижимую, на грани невыполнения!»

Только тогда можно достигнуть главной цели в жизни. И это касается не только судейства, в чём мы специализируемся в Школе, но и в обычной жизни.

Молодёжь часто интересуется, как поступить и как выйти из той или иной трудной ситуации. Не всегда можно сразу дать конкретный ответ на вопрос. Для этого нужно знать человека, его возможности, знать черты его характера, тип темперамента, образование, уровень культуры, среду обитания, генетику, способности, предрасположенности, задатки и многое другое. И только потом давать советы на практике по выходу из сложившейся ситуации. Желательно выход из ситуации искать совместно с наставником — учителем, тогда молодой человек поймёт, оценит и поверит.

Если говорить про игру, сложных ситуаций в матче бывает много. Часто приходится поступать алогично и принимать решения, которые сразу оценить сложно, а по окончании игры понимаешь, что поступили правильно. Иногда для оценки правильности решения проходят годы…

Бывают моменты в игре, когда тренер специально выходит и вызывает конфликт или возмущается на очевидную ошибку судей. Не всегда лучшее решение будет технический фол. Квалифицированные, мудрые судьи решают такого рода вопросы используя различные виды коммуникаций – вербальную (слово, диалог, монолог) и невербальную (жесты, мимику, body language). Решить вопрос и отделить эмоции тренера от спортивной составляющей — игры, иногда даже признать свою ошибку короткой фразой, жестом, кивком головы – это сила квалифицированного, опытного судьи. Конечно, технический фол тоже может рассматриваться, как средство решения проблемы, но это больше механическое решение, чем интеллектуальное. Сильная игра требует сильное решение! Поэтому всегда нужно думать и оперативно принимать решение!

Надо понимать, что правильное, но с паузой принятое решение, даёт повод тренеру и игрокам сомневаться или не соглашаться с решением судьи. Поэтому к игре нужно быть готовым ещё задолго до её начала!

Иногда молодой судья практически готов судить детские, молодёжные игры в качестве старшего судьи – на этом уровне у него хватает авторитета, знаний, опыта проведения таких матчей, а как только выходит на более высокий уровень, то сразу сталкивается с массой вопросов и проблемных ситуаций, которые решить не может и, как следствие, совершает ошибки. Причина проста – критерии оценки игровых ситуаций на этом уровне другой, техническая и физическая подготовленность у игроков выше, эмоциональная составляющая игры напряжённей. Это всё требует соответствующей коррекции в управлении и судействе игры на этом уровне.

Нельзя форсировать подготовку без осознания того с чем молодой судья может столкнуться в своих играх на более высоком уровне и какого уровня подготовленности сам судья на данном этапе.

Игроки хотят, чтобы их понимали во время матча, иногда были снисходительны к мелким нарушениям и ошибкам. Судья, который строит свои действия и работу на постоянных компромиссах и уступках игрокам и тренерам никогда не добьется высокого класса исполнения, потому что он будет всегда искать оправдание своим действиям не по Правилам игры, а по субъективным факторам, «по чувству игры». Компромиссы могут быть в игре, но они не должны лежать в фундаментальной основе работы арбитра. Судьи не должны только наказывать игроков за малейшие провинности без понимания причины произошедших ошибок и не давать шанса игрокам на исправления, фиксировать не действия игроков, а реакцию на действия, часто работая только с позиции силы и диктата, запугивая всех техническими фолами и дисквалификациями с рапортами.

Бывают моменты, когда игрок совершает незначительное нарушение Правил и не поставил команду противника в невыгодное положение, но судья не фиксирует нарушение и продолжает игру. Или, например, когда защитник выбивает мяч у игрока нападения с незначительным контактом и мяч уходит в аут. У судьи есть два варианта – дать фол за неправильную игру руками (неправильный контакт) или отдать аут (право на вбрасывание мяча) команде нападения. Молодой судья может «придумать» фол, а мудрый и опытный арбитр зафиксирует выход мяча в аут, и все будут довольны. «Овцы целы и волки сыты». Лишний фол – это всегда протест, возмущение очевидное или не очевидное, согласие и несогласие. Для чего? Аут – все согласны. И вы сами для себя сохраняете возможность продолжить игру на мажорной ноте – с позитивом. Это внутреннее состояние нужно как можно дольше держать по ходу игры.

Ситуация драки или та, которая может привести к драке. Старайтесь определить активные пары игроков, которые приносят большего всего проблем вам в игре. Не спускайте с них глаз (визуальный контроль) всю игру. Это абсолютно необходимо! И если вы допустили драку или приведшую к драке ситуацию – будьте активны в противодействие всех возможных провокаций или ситуаций, которые будут катализировать хаос на площадке. Будьте спокойны и холодны снаружи. Вы не должны показывать своего волнения другим. Сконцентрируйтесь на происходящем и постарайтесь оценить кто виновник. Принимайте все наказания в порядке совершения, чтобы было предельно объективно, понятно всем и справедливо. Если нужно, обращайтесь грамотно за помощью к комиссару и судьям — секретарям. Помните игру нужно продолжить и закончить. Максимальная концентрация и интенсивность внимания до конца игры только помогут вам.

Страхи. Буквально все люди испытывают страхи перед ответственной работой. Это нормальное состояние. Страх – это ответная реакция организма на предстоящую деятельность. Легкое возбуждение, нервозность даже идет на пользу. Это заводит организм, его психофизиологию на работу. Нельзя перегорать или мандражировать (находиться в треморе, когда тебя трясёт всего) или благодушничать, что всё безразлично, и я не волнуюсь. С состоянием волнения необходимо работать и квалифицированная практика единственное действенное средство, которое даст вам возможность оценить свои силы, ваш уровень и квалификацию. Вся теория, психологические практики, видеолекции только дополнение к практике. Квалифицированная практика – критерий истины и качества!

Коммуникация с тренером также важная тема в процессе управления игрой. От правильного использования приёмов коммуникации зависит какая атмосфера или обстановка будет на и за пределами площадки. Многие проблемные моменты или конфликты в игре происходят или начинаются именно со скамейки запасных и часто с несогласиями и провокациями от запасных, помощников тренера или самого тренера. Нужно быть предельно внимательным к всякого рода инцидентам с самого начала игры.

«Нужно всё слышать, но не всё слушать!»

Хороший судья необходимое видит и принимает решение, а не просто смотрит. Основное в процессе игры – выделить главное, а увидеть необходимое для игры нужно уметь!

Если нужен свисток – свисти;

Если нужен голос – говори;

Если не нужен голос и свисток – смотри и контролируй!

Необходимо показать, что судья контролирует и управляет.

При фиксации ошибочного фола – 50% недовольны. При не фиксации вообще – 100% недовольны.

Иногда молодой судья назначается старшим арбитром на игру, а его партнёры возрастные судьи. Как построить предыгровую беседу и провести игру, чтобы всё прошло на высоком уровне? Это сложный момент для молодого арбитра. Для того чтобы найти коммуникацию со старшими коллегами, нужно пойти с ними на полное сотрудничество до игры и признать в разговоре, что у вас небольшой опыт в работе в таком качестве, и вы хотели бы, чтобы опытные партнёры помогли молодому арбитру справиться не только с ролью старшего судьи, но и передали свой опыт коммуникации и управления процессом игры. Первое слово перед игрой молодому crew chief (старший арбитр) желательно предоставить опытным коллегам. Это один из способов формирования хорошего микроклимата в команде перед матчем. Услышав основные позиции по предстоящей игре, молодому судье всегда найдётся, что добавить, сказать своим партнёрам – обобщить сказанное. Он ведь готовился к этому разговору заранее.

Многие молодые судьи думают, что только правильные решения на площадке – это основа в работе судьи. Это ошибка начинающих судей. До правильных решений на площадке нужно ещё сделать много мелких, но правильных вещей и действий до игры, чтобы показать, что вы профессионал. Первое – это презентабельность, умение представиться комиссару и коллегам – это ваш внешний вид, а также манера держаться и разговаривать, отвечать и задавать вопросы, умение поддерживать разговор.

Никогда не спорьте с комиссарами, если вы не уверены на 100%, что правы! Если имеете мнение, сделайте паузу и выскажите своё предположение, но никогда упрямо не настаиваете на своём, если сомневаетесь. Молодёжь в большинстве случаев руководствуется эмоциями, агрессией, воображением, нежели логикой мышления, здравым смыслом и жизненным опытом. Это всегда выводит из равновесия комиссара и старших коллег и после этого очень тяжело найти контакт со старшими партнёрами. Они будут вас слушать, но не слышать! Помните об этом!

Бывают случаи в игре, когда более сконцентрированный молодой судья фиксирует нарушение правил, за которое отвечает вся команда судей (контроль времени игры, отсчёта времени для броска и т.д.). Не надо показывать, что только вы один в команде такой умный и сконцентрированный, а ваши партнеры не заметили нарушения. Остановите игру (игровые часы соответствующим жестом и сигналом), посмотрите на своих партнеров и примите совместное решение (иногда подойдите к старшему арбитру и совместно примите решение). Старшие коллеги всегда это оценят, чем вы будете выглядеть как «выскочка».

Если ваша первостепенная зона ответственности, то ваш свисток на 100% очевидный фол должен быть моментальным. Иначе после вашей паузы вы услышите тройной свисток! Партнёры будут вас страховать. Вы молодой судья. Комиссар сделает вам всем троим замечание по механике.

Если вы контролируете второстепенную зону, то вам не надо лезть моментально с вашим решением в зону партнеров при 100% очевидном фоле, а только с паузой! Это также повод получить тройной свисток! Потом будете собирать замечания и недовольства своих партнеров и комиссара. Получите много замечаний по своей работе из-за мелочей! Сначала даже можете и не понять почему так с вами обращаются, высказывают замечания и снижают оценки.

Знайте место и время для принятия решения или нерешения!

Мелочи не имеют решающего значения – мелочи решают всё!

Нет ничего важнее мелочей!

При судействе спаренных игр важно не забывать, что на следующий день будет еще одна игра. И, если сегодня игра прошла хорошо, без проблем – это не значит, что завтра будет также легко! Нужно рассматривать спаренные игры, как одно целое, т.е. 8 периодов. Тогда можно сконцентрировать себя на работе.

Общаясь со многими иностранными судьями, подчеркнул важную деталь, что судить международные игры иногда легче, чем местный чемпионат, даже если не все команды в чемпионате одинаково сильные. Почему? Ты, как судья, в местном чемпионате сталкиваешься с этими командами в течение чемпионата не один раз и любые неточности, мелочи, конфликты имеют продолжение, т.е. каждый судья имеет свою историю, так сказать, собирает портфолио, свою биографию с каждой командой, игроками, тренерами. Нужно, чтобы биография судьи была позитивной, «кредитоспособной», т.е. чтобы команды давали кредит доверия судьям перед игрой, выражали уважение вам перед, во время и после игры.

Никогда не ищите дружбы с тренерами. Часто она виртуальная. Очень редко можно увидеть искренних друзей между тренером и судьёй. У проигравшего тренера «дружба» заканчивается с финальным свистком, а «начинается» перед игрой в виде заискиваний, расспросов, как дома дела и т.д. Тренерам нужно от вас только внимание, лояльность и поддержка по ходу игры. Больше их ничего не интересует. Умейте распознавать это в начале игры.

Одно из важных профессиональных качеств судьи – это уметь отделять игровые эмоции от хамства на площадке. С эмоциями нужно уметь работать – понимать эмоции тренеров и игроков, уметь убедить в своей правоте и объективности, успокоить, промолчать, но визуально контролировать момент, иногда подсказать и т.д. Хамство надо наказывать!

Жесты. Жесты — это ваш основной язык общения в игре! Не можете общаться официальными жестами – тренируйтесь! Вы будете постоянно под психологическим давлением со стороны тренеров и игроков, поэтому умейте использовать и демонстрировать четко, грамотно официальные жесты в таких моментах. Часто все ждут от судьи жест на наказание – аут, пробежка, 1, 2, 3 штрафных броска и т.д., а судья «кинул» жест быстро и невнятно — номер игрока, показал характер фола в движении, а не в статике и второпях показал, «бросил» жест на наказание и мало кто понял, что будет дальше происходить после нарушения. Важно чётко и наглядно, стоя перед секретарским столом, показать всю коммуникацию с судьями — секретарями, а потом занять свою новую позицию на площадке.

Управление игрой. Качество судейства. Если брать в целом, то можно сказать, что качество и мастерство судьи можно оценить по 3-5 минутам работы арбитра в игре. В каждом матче есть переломные, значимые, определяющие моменты, которые необходимо уметь судить. Для оценки квалификации судьи необходимо оценить принятие арбитром 3-5 решений в сложных, решающих ситуациях. Это может быть вовремя данный фол, который предотвратит агрессию или грубую игру; сложный аут, когда мяч несколько раз касался разных игроков противоположных команд; последняя возможность дать тайм аут или минутный перерыв, когда судья — секретарь замешкался и возможность практически «ушла»; предупредить игроков о грубой игре при подборе мяча или постановке заслонов или борьбе за позицию; проконтролировать процесс вбрасывания последних аутов в игре, когда команды защиты специально заступает на линию, чтобы увидеть как команда нападения разыгрывает последнюю комбинацию и ждёт простого предупреждения судьи, а также многое другое.

Можно много примеров приводить из жизни судьи, но суть их сводится к одному – для того, чтобы быть на высоте своей профессии следует постоянно совершенствоваться, даже больше сказать самосовершенствоваться, так как игра не стоит на месте, и вместе с ней развиваются средства коммуникации и техническая оснащённость всех участников игры и это, в свою очередь, выдвигает высокие требования к судейскому корпусу. Судье нужно знать всё о своей игре, её участниках, как дирижёру знать (работу (партитуру), роль каждого члена оркестра. Только тогда можно думать о результате и успехе в работе и карьере.

 

Дмитриев Фёдор

Судья международной категории по баскетболу, к.п.н.