Про управление игрой сказано, написано уже достаточно много. Но в этой многогранной теме всегда находятся нюансы, которые можно подчеркнуть, подметить, как бывает в жизни, в практике самой игры. Казалось бы, все прописано в правилах и интерпретациях, но пределу совершенства нет. К эффективному методу управления относится и общение: тренера и игроков, тренера и судьи, игроков и судьи, судей между собой. Профессиональное судейство – это искусство общения в управлении процессами Игры.

         Анализируя игры главных турниров и чемпионатов можно увидеть, как много неформального общения используют участники в игре. Таким образом можно сделать вывод о том, что жить на площадке могут только мудрые, опытные, квалифицированные, тактичные, сильные люди, которые знают свою работу изнутри. Они видят, знают и оценивают методы ведения игры тренеров и игроков в духе правил. Если игра происходит на грани и в рамках правил,то это допустимо, если же нет — у участников игры нет шансов нарушить ход игры, так как опытный судья не даст его поломать.

В одной из игр первенства Европы среди молодежи, игрок начал провоцировать своего оппонента и обращаться к судье по поводу необъективности судейства. Опытный судья, чтобы не доводить игру до проблемных моментов и выяснения отношений или технических фолов, после непринятого игроком предупреждения, подошел к тренеру и попросил просто заменить возмутителя спокойствия. Вроде бы неофициальное обращение и тренер мог бы не реагировать или открыто отказать судье, но профессиональность судьи и стиль коммуникации были выше. Тренер поменял своего подопечного, и игра пошла в обычном порядке, закончившись без проблем.

          Существует масса уникальных примеров, повествующих о методах управления командой и ситуацией на площадке, и для полноты понимания вопроса рассмотрим ещё один случай. Тренер осознав, что игроки лишь имитируют игру на площадке, спровоцировал конфликт с командой почти на грани технического фола за свое поведение. Но как не странно, это помогло, «разбудило» игроков, заставило поверить тренеру и довести игру до конца с положительным для команды результатом.

          Были случаи, когда тренер провоцировал конфликт с арбитром, в целях переноса всей ответственности за результат игры с игроков на судей. Получал технический фол, замечание, показывая этим, что он делает всё возможное, но все вокруг против тренера и его команды. Игроки, поверив этому, увидели, что наказывают их и тренера, (свои ошибки в таких случаях не видны) собрались и выиграли матч. Психологический ход тренера оказал очень высокое воздействие на подсознание игроков! Тренер показал, кто является виновником ситуации и мотивировал игроков через подсознание на высшую степень самоотдачи и добился желаемого результата.

          В дополнение данной тематики можно вспомнить ещё один интересный пример. На важной игре среди женских команд тренер видит, что его команда полностью неуправляема. Лидеры «перегорели» и находятся не в лучшей форме, у снайперов не идут броски, всё происходит абсолютно не так, как планировали перед игрой. Перед решающей атакой в конце игры тренер использует последний минутный перерыв. Увидев испуганные и уставшие лица игроков на площадке, тренер пошел на хитрость. Он довел тайм-аут до конца, точно убедившись по лицам и поведению девушек, что его подопечные не смогут довести сказанное до разумного завершения и принял решение заменить пятерку полностью. Тренер знал, кому из запасных игроков можно доверить решающую атаку. Для тренера этот психологический маневр был большим риском, но результат оказался положительным. Девушки выбросили мяч, и одна из них завершила атаку попаданием. В данной ситуации присутствует в большей степени психология. Запасные игроки, которые не обременены ответственностью за исход матча, часто могут на фоне отсутствия лидеров раскрыться и выполнить игровые действия и приемы, как на тренировке. Конечно, это дано не всем, но в спорте такое присутствует.

МЯЧ – ЭТО БОГ; ПЕРЕДАЧА – СРЕДСТВО, ЯЗЫК ОБЩЕНИЯ, А РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БРОСОК – ЭТО ЭМОЦИИ.