УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ИГРЕ

Конфликты – это источник постоянного нервного напряжения. Они разрушают взаимоотношения между тренером и воспитанником, судьей и игроком, приводят только к снижению эффективности их деятельности. Анализ психолого-педагогической и спортивной литературы позволил выявить, что понятие «конфликт» относится к сфере столкновения различных личностных образований (мотивов, целей, задач, интересов). В качестве синонимов конфликта используют термины: борьба, противоречие, вражда, столкновение, соревнование, соперничество и др. Конфликты – это проявление отношений между людьми. Способ их взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций, интересов.

Конфликты возникают в силу, как объективных, так и субъективных причин. К субъективным причинам относятся личностные качества человека, потенциально влияющие на возникновение и развитие конфликта, а также условия жизни, влияющие на формирование этих качеств. Выявление и учет этих факторов позволяет не только прогнозировать поведение человека в конфликтной ситуации, но и при необходимости, корректировать его.

Межличностный конфликт имеет двойственные функции:

  • во-первых, ускоряет процесс самосознания, помогает более глубокому познанию участников конфликта друг друга, ослабляет психическую напряженность, способствует развитию личности, улучшает качества деятельности, повышает авторитет участника в случае его победы;

  • во-вторых, ухудшает настроение, приводит к насилию, разрушает межличностные отношения, вызывает болезни, ухудшает качество совместной деятельности, способствует пассивности личности, ухудшает психологический климат в коллективе, снижает сплоченность группы.

Процесс повышения и решения конфликтных ситуаций основывается на следующих общепринятых положениях:

  1. Переговоры. Они являются одной из наиболее эффективных форм разрешения противоречий. Переговоры создают необходимость коопераций и сотрудничество.

  2. Работа через позитив. Позитивный опыт и самоанализ конфликтных ситуаций, их моделирование и решение.

Выявлено, что спортсмены не игровых видов спорта чаще других оказываются в ситуации конфликта, соперничества и реже прибегают к стратегии избегания или игнорирования конфликта, а «игровики» — выбирают стратегию сотрудничества и компромисса.

Результаты изучения конфликтных ситуаций и самого понятия «конфликт», могут послужить материалом для практического использования в процессе управления тренировочной и соревновательной деятельностью не только в схеме «тренер — команда», но и «судья — команда», «судья, комиссар – команда», «судья — игрок», «судья – комиссар», «судья — старший судья».

При рассмотрении и анализе игровых ситуаций (конфликтных, сложных моментов) работы судей после проведенных игр, выявлено, что очень многое зависит от командной работы судей, их взаимодействия, помощи друг другу, кооперации с комиссаром игры и все это – непосредственная обязанность старшего судьи донести до своих коллег в предыгровой подготовке.

Выявлено, что большая ответственность старшего судьи лежит за плохо проведенный матч (60%); 2 судья (25 %); 3 судья (15 %), при ровной игре (45 %) – (35 %) – (20 %), отлично проведенной (40 %) – (30 %) – (30 %). Важно точно и четко распределять свои обязанности до игры и в этом главную роль играют старший судья и комиссар. Необходимо рассматривать весь процесс в целом.

НАБЛЮДАЕМЫЙ ПЕРИОД

ПЕРЕД ИГРОЙ

- предыгровое совещание;

- разминка;

В ХОДЕ ИГРЫ

- игра;

- тайм – ауты;

- беседа между периодами;

- подписание протокола.

ПОСЛЕ ИГРЫ

- выход из зала;

- объективное (позитивное) обсуждение сложных игровых ситуаций;

- отъезд.

Влияние и значимость старшего судьи на работу команды судей должно реализовываться в предигровой беседе, в минутных перерывах, в перерывах между периодами и после игры. Здесь очень важен стиль руководства, взаимоотношения в команде (индивидуальные особенности судей).

Основные функции старшего судьи:

п/п

Функции старшего судьи

Направленность методов подготовки и воздействия

1.

Информационная

Преподнесение информации о предстоящей работе

2.

Организующая

Постановка целей, задач индивидуальной и командной работы. Четкое распределение обязанностей на площадке и за ее пределами.

3.

Контролирующая

Контроль работы и оперативное внесение корректив.

4.

Исполнительная

Четкое руководство и взаимодействие всей команды.

5.

Оценочная

Объективная оценка своих действий и партнеров, коррекция и уточнение отдельных проблемных моментов в исполнении (по средствам видео).

6.

Стимулирующая

Позитивный прогноз на будущее. Согласование задач по дальнейшему самосовершенствованию исполнения. Выработки стимула и мотивации на успех, в каждой игре, а не к избеганию неудач.

Опытные судьи характеризуются такими свойствами личности, как:

спокойствие; эмоциональная зрелость; реалистичность; активность; мотивация; инициативность; саморегуляция; личный самоконтроль; сообразительность; адаптация к стрессу; готовность к сотрудничеству; обучаемость; стабильное позитивное состояние.

В педагогике спорта изучению эмоциональных переживаний судей внимания уделяется практически мало, что приводит к снижению эффективности выполняемой работы. Судьи в большинстве случаев справляются со своими эмоциональными переживаниями, стрессами, психологическими трудностями самостоятельно, что может привести к психологическим срывам, раннему психоэмоциональному выгоранию. По ходу карьеры судья приобретает опыт «переживания» кризисных ситуаций. Он сам формирует свой личностный «потенциал преодоления» кризисов (психологическую стену, барьер, блокаду). Однако самостоятельная помощь не всегда является достаточно эффективной. Оказание помощи, формулирование четких задач на достижение результата, выработки мотивации на успех на начальном этапе и на этапе совершенствования поможет скорректировать негативные эмоциональные переживания, выбрать дальнейшую стратегию самостоятельной работы, с помощью которой возможна наиболее полная самореализация. Здесь необходима поддержка опытных судей, комиссаров и инструкторов.

Коррекция негативных переживаний, особенно у молодых судей, со стороны наставников необходима с самого начала карьеры, так как молодой судья в этот период слабо владеет интенсивностью своих чувств, поддается воздействию извне, что приводит к возникновению тревожных переживаний, инертности, ответных эмоциональных реакций. Даже твердое желание освободиться от этих чувств без посторонней помощи, не ведет к их исчезновению.

Виды переживаний судей: астения; депрессия; тревожность; невротизация; фрустрация (неудовлетворенность); одиночество; агрессия; раздражение; подозрительность; чувство обиды; чувство вины; негативизм, зависть.

Готовность к выходу из такого состояния может строиться по схеме: «автономность – информативность — принятие решения – отношение к решению».

Инструктор (наставник), который работает с молодыми судьями и более опытными должен использовать разные модели коррекции эмоциональных переживаний. Это может быть как метод беседы или диалога, метод способствующий релаксации, снятию лишнего нервного возбуждения, прослушивание музыки, аутогенной тренировки, дыхательной гимнастики, идеомоторной тренировки и т.д. Для судей, у которых снижена психическая активность, рекомендуется, наоборот, применение модели активации уровня возбуждения. Метод «шоковой психотерапии» с установкой: «Возьми себя в руки, докажи, что ты способен на большее!» или другие патриотические установки, которые помогут в создании нужной мотивации. Необходимо также обучать судей навыкам саморегуляции собственных переживаний, такими как:

- целенаправленное изменение направлений мыслей («отвлечение» и «переключение» внимания);

- внутренний контроль за поведенческими и внешними проявлениями эмоциональных переживаний;

- применение специальных дыхательных упражнений;

- произвольное переключение внимания на другие раздражители;

- аутогенная тренировка;

- идеомоторная тренировка;

- физическая нагрузка;

- релаксация (сауна, массаж, бассейн).

Здесь мы затронули простейшую схему, она представляет собой лишь общие черты, поскольку содержание и решение каждой проблемы (игровой ситуации), эмоции напряжения всегда индивидуально и не может быть стандартным шаблоном.

Федор Дмитриев, судья Международной категории по баскетболу.