Рассматриваемый вопрос связан, прежде всего, с начальной подготовкой судей, формированием у них мотивации на профессиональную судейскую деятельность, организацией учебного процесса и методикой отбора.

Многие начинающие судьи приходят в судейство, не имея базовых знаний об игре, т.е. не занимающиеся баскетболом профессионально в спортивных школах, техникумах, вузах, у них объективно наблюдается нехватка знаний по правилам игры, механике, интерпретациям правил. Это показали результаты анкетирования и практических исследований, проведённых с участием судей РФБ. У опытных судей, в отличие от начинающих, наблюдается нехватка мотивации к работе, вследствие отсутствия цели (тактической и стратегической) или просто не желания продолжать профессионально расти и совершенствоваться.

Из этого можно сделать вывод о необходимости выработки программы подготовки начинающих судей, которая могла бы помочь в едином подходе к процессу обучения начинающих и опытных арбитров на всей территории страны во всех её регионах. Единая программа могла бы также способствовать привлечению опытных, авторитетных судей для их участия в её реализации в качестве наставников и преподавателей, а впоследствии продолжении своей карьеры в качестве комиссаров, инструкторов.

Целью программы является освоение знаний о методах подготовки судей, её связи с методами подготовки игроков, тренеров и формирование у начинающего арбитров целостного представления о его профессиональной деятельности, как специалистов в области баскетбола и создание единых критериев оценки игры и игровых ситуаций.

Выработав и внедрив единую программу, можно решить многие задачи, а именно:

-формирование общих представлений о профессии баскетбольный судья, раскрытие её сущности;

-подготовка начинающих судей через овладения знаниями по программе;

-раскрыть теоретические и практические основы профессии баскетбольного судьи;

-мотивировать опытных арбитров через овладение начальными умениями и навыками педагогической деятельности, которые заканчивают свою карьеру судьи на площадке к работе с молодыми, начинающими судьями, и этим показать возрастным судьям их востребованность в баскетболе и необходимость участия в процессе преподавания и обучения;

-расширение судейского контингента в регионах;

-усиление роли и активизации деятельности региональных организаций;

-совершенствование организации системы подготовки арбитров на основе единой программы;

-повышение качества судейства соревнований РФБ;

-совершенствование информационного обеспечения;

-популяризацию баскетбола во всех регионах страны в целом.

В настоящее время в основном обучение, селекция и отбор судей происходит на турнирах, судейских семинарах, где очевиден различный уровень подготовленности начинающих судей из разных регионов.

Применение единой программы обучения значительно упростит дальнейшую подготовку всех судей: начинающих и тех, кто рекомендован к судейству матчей более высокого уровня.

Следует учитывать, что внедрение программы подготовки несёт в себе ещё и социальную составляющую, поскольку стандартный подход к подготовке судей и регулярность этой работы на местах увеличат число людей, которых можно привлечь к судейской деятельности. Если среди начинающих арбитров не все станут судьями даже любительского уровня, тем не менее, повысится общая баскетбольная грамотность в среде судей и популяризация игры в целом по стране.

Система подготовки судейских кадров, особенно молодых, развивается не столь динамично, как сам баскетбол. Развитие баскетбола привело к возникновению противоречия между требованиями, предъявляемыми к уровню подготовленности судей, и реальными их возможностями осуществлять данный вид деятельности. Основной причиной возникновения данного противоречия является методика подготовки судей, которая на протяжении многих лет остается практически неизменной.

Анализ литературных источников и проведенного анкетирования показал, что на качество судейства существенно влияет слабая психологическая и физическая подготовленность начинающих судей. Психическая неустойчивость, подверженность воздействию внешнего психологического давления, неумение бороться с усталостью, недостаточная общая физическая подготовленность существенно влияют на качество судейства и, следовательно, на результат игры. Поэтому надлежащая психофизическая подготовка наряду с профессиональной подготовкой, является важнейшей предпосылкой успеха в судейской работе.

Программа подготовки предполагает систематическую и последовательную работу. Обучение включает в себя теоретическую и практическую части. В них входят: изучение правил игры, их интерпретацию, двойную и тройную механику судейства, методику работы, взаимодействия судей на площадке и секретарских бригад. Психологическую подготовку, практическое судейство товарищеских игр и игр детско-юношеского уровня с последующим видео разбором игр в аудитории, ознакомление с основами физической подготовки. Необходимо, чтобы начинающие судьи имели базовые знания о баскетболе, имели представление о технике и тактике игры в защите и нападении.

В региональных коллегиях, где уже функционирует школа молодого (начинающего) арбитра, существуют базы для работы и преподавательские кадры. Достаточно предложить единую программу обучения и набор методических материалов, а с преподавателями провести работу по освоению новой программы подготовки. Данная работа не потребует значительных затрат, так как сама по себе она уже ведётся на местах, остаётся её упорядочить, стандартизировать и контролировать выполнение. Для тех регионов, где нет судейской школы, необходимо рассмотреть вопрос о внедрении системы обучения (включая дистанционный) с использованием единой программы подготовки судей.

Внедрение по всей стране единой программы подготовки, системы набора и обучения начинающих судей с единым центром управления и контроля позволит в незначительные сроки повысить уровень судейства по всей стране. При этом информация обо всех начинающих судьях будет собираться в единой базе данных на начальной стадии их обучения. Это позволит создать единую базу данных всех судей по стране и поможет созданию рекомендательных списков, т.к. все судьи будут учтены уже на самом первом этапе отбора.

 

Дистанционное обучение

Как один из вариантов обучения может использоваться дистанционный метод. Особенности дистанционного обучения является обучение и контроль судейской деятельности посредством интернета, Skype.

Для этого необходимо создать интернет страницу по подготовке, привлечению и обучению будущих судей дистанционным способом на базе судейского сайта РФБ. На сайте создаётся учебный курс, который включает в себя материалы по методике судейства, трактовке, применению и интерпретации правил игры, рекомендаций по самостоятельной физической подготовке, введение в основы психологической подготовки и деятельности судьи по баскетболу. Необходимо наличие обратной связи, чтобы обучающийся судья мог задавать вопросы, а преподаватели могли контролировать выполнение поставленных задач.

Учебный материал должен быть преподнесён таким образом, чтобы он был удобен для восприятия с экрана монитора компьютера. Важным является вовлечённость в этот процесс заинтересованных людей в регионах, а именно руководителей и представителей региональных организаций, непосредственно проводящих игры, а также местных коллегий судей. Контроль необходимо осуществлять только с привлечением руководителей судейских центров, утвержденных СК РФБ, на местах. В реализации этого проекта невозможно обойтись без активного участия представителей местных федераций баскетбола или региональных судейских организаций.

Кроме того, систематические занятия в центрах и школах молодого судьи создают у обучающихся представление о целях и задачах судейской работы, учат молодых людей самостоятельно планировать и организовывать свой тренировочный процесс. Теоретические и практические тесты, проводимые в процессе обучения, дают более чёткую и объективную картину подготовки, отражают прогресс и перспективу в профессиональной ориентации молодого специалиста.

Необходимо понимать, что подготовку спортивного судьи нельзя поставить на конвейер. Она очень специфична и сопряжена со многими жёсткими требованиями, которые предъявляются специалисту, и не каждый начинающий судья может справиться с ними. К ним можно отнести противостояние к стрессам, быстроту и адекватные реакции на игровые ситуации, хорошую физическую подготовленность, мобильность, коммуникабельность, внешний вид, пунктуальность и другие.

 

Критерии и методы отбора начинающих судей по баскетболу

Вопросы отбора или селекции для любого вида деятельности всегда были актуальными. Не является исключением и отбор судей по баскетболу. При решении проблемы отбора, селекции необходимо изучить различные стороны деятельности человека, его индивидуальные способности. Лучше, если начинающий судья имеет определенные навыки игры в баскетбол, знает азы игры, имеет базовое физкультурное образование и большое желание самосовершенствоваться.

В настоящее время можно выделить несколько этапов отбора молодых судей по спортивным играм:

Первичный отбор осуществляется из новичков, т.е. из тех, кто только начал заниматься баскетболом и совмещает занятия спортом с судейством детских соревнований и баскетбольных матчей. Задачей первичного отбора является выявление индивидуальных способностей и определение предрасположенности юных спортсменов к судейству соревнований.

Вторичный отбор проводится из числа спортсменов или студентов, имеющих предпосылки и желание заниматься судейством соревнований по баскетболу. Задачей вторичного отбора является выявление перспективной молодежи для судейства. Важно помочь на первых этапах отбора выявить и направить молодого человека, чтобы он поверил в свои собственные силы и увидел свои результаты и свой рост как спортивного судьи.

Задачи третьего этапа отбора связаны с формированием профессиональных навыков судейства и их совершенствованием в ходе судейской практики.

Создание единой системы отбора судей по баскетболу позволит осуществлять обучение начинающих судей в различных формах: очной, заочной и дистанционной. В сегодняшней ситуации, когда все игры просматриваются просмотровой комиссией, можно делать просмотр, анализ работы в режиме SKYPE, internet.

Анализ литературы и практический опыт показывают, что качественный, профессиональный отбор судей по баскетболу тесно зависит от индивидуальных психологических особенностей начинающих. Поэтому постановка и формулировка целей и задач перед начинающими судьями, составление плана работы на длительный период и последовательная работа уже с самого начала обучения являются приоритетной для учебного центра по подготовке судей. Практическое судейство просто необходимо для формирования судьи, особенно под чётким контролем тренера-преподавателя, наставника. Во время игры начинающему судье необходимо практически решать множество задач в процессе управления игрой в условиях временных и пространственных ограничений. Большинство специалистов в области спорта и спортивного судейства сходятся в том, что наиболее эффективным методом подготовки и повышения качества судейства является метод приближённый к условиям соревнований. Всё это требует от судьи высокой концентрации внимания, мобильности, кооперации. А это зависит, в свою очередь, от стабильности, надёжности, опыта, стажа, мастерства судьи, его желании учиться и постоянно совершенствоваться.

 

Дмитриев Фёдор

Судья международной категории

e-mail: fedordmitriev@yandex.ru

©