Баскетбол — это игра ума и эмоций, это делает игру интересной и захватывающей для всех — игроков, тренеров, зрителей. Большие эмоции, страсти, которые возникают в игре, очень часто приводят на площадке к конфликтам. Они могут происходить не только между игроками, но и между тренерами, болельщиками и даже судьями. Понимание, распознавание, предопределение, предугадывание этих ситуаций – ключ к контролю и управлению игрой.

Прежде чем говорить о контроле и управлении над кем-то или чем-то мы должны, во — первых, помнить, что мы будем делать с конфликтом, как будем выходить из ситуации, определять его актуальность. При анализе конфликтных ситуаций, которые происходят в игре, судьи должны знать, что для их решения необходимо применять те же подходы, методы, правила, что и в нормальной повседневной жизни. Большинство правил, сводов законов, по которым живет современное общество, и которое приносит благополучие, понимание и успех в повседневной жизни, очень эффективно и во время проведения тяжелой напряженной баскетбольной игры. Поэтому необходимо следовать этим основным базисным принципам для решения и управления конфликтными ситуациями в процессе игры.

В идеале каждый судья хотел бы в течение игры управлять, контролировать ситуацию и четко решать непредвиденные моменты ситуации. Что для этого необходимо?

Во-первых, судья должен четко определить, что необходимо сделать для решения возможных несогласий, споров, но не стараться избегать их, самоустраняться.

Во-вторых, необходимо выбрать, в критические моменты игры, правильный путь для решения сложившихся проблем. Главное, что подход для решения конфликта должен быть справедливым к обеим сторонам конфликта, даже если это будет происходить через психологическое давление и угрозы какой-то из сторон.

Конфликтные ситуации (несогласия) часто возникают из-за того, что все люди, вовлеченные в них, разные. Они проявляются  своими поступками, поведением, привычками, темпераментами. В целом, говоря о природе конфликтов, можно сказать, что они возникают из-за ошибок, беспокойства, неуверенности, злости, нервозности, психологического давления, провокации, слабостей. Конфликты всегда  базируются на несогласии. Поэтому судья должен стараться направить игроков, тренеров на  путь сотрудничества еще до начала игры, а в самой игре – увидеть, распознать, предчувствовать зарождающийся конфликт или его предпосылки с тем, чтобы его предотвратить.

Быть честным по отношению к себе

По результатам научных исследований 90% всех конфликтов, разногласий в семьях происходит из-за того, что люди, вовлеченные в конфликт «говорят» на одном, повышенном тоне, а не из-за вещей, которые произошли или того, что было сказано! Поэтому, внимательно анализируя различные ситуации в течения игры, вы должны учиться тому, что тон, на котором вы отвечаете на вопрос или высказывание может быть главной вашей проблемой. Переосмыслив, оценив ваши методы и способы управления игрой, вы можете реально увидеть подходы к решению многих сложных ситуаций.

Постоянно находясь в центре конфликта между игроками, которые считают, что только они правы, судьи часто теряют возможность в этот момент принять правильное решение, так как находятся в экстремальной, психологически измененной ситуации. Непонимание игроками решений судей — во многих случаях и есть конфликтная ситуация. Следует отметить, что в некоторых случаях игроки правы в своих несогласиях по отношению  к судьям, так как судьи часто определяют не действие игрока, а уже ответную реакцию на это действие, что и вызывает возмущение игроков. Например, судья пропустил захват нападающему, зафиксировал фол защитнику, который отталкивал нападающего, хотел избавиться от захвата, тогда и был сделан свисток на нарушение. Необходимо фиксировать первое неправильное действие, а не ответную реакцию на действия «Action, not Reaction». Решая конфликтные ситуации, мы должны определить причины конкретной реакции игрока, тренера на решение судьи, которое он выражает свистком или молчанием.

Ключевые факторы при работе с конфликтами:

  1. Голос. Старайтесь держать себя всегда спокойным — избегайте употребления агрессивного тона. Судья должен уметь доносить свое решение до всех, кто связан с игрой. Ваш голос должен быть спокойный, уверенный, хладнокровный. Говорите четко, кратко и прямо. Выдержите паузу, чтобы собраться с мыслями, прежде чем ответить на вопросы. Подбирайте свои фразы, используйте короткие, простые слова и предложения. Высказывайте не больше одной мысли и возобновляйте игру как можно быстрее.
  2. Жесты. Старайтесь избегать некрасивых жестов. Употребляйте только официальные судейские жесты! Будьте понятными, доступными, коммуникативными со всеми, кто связан с игрой. Четко ведите и управляйте процессом игры.
  3. Слова. Не употребляйте негативные слова. Будьте профессионалами! Уважайте всех и вы тоже получите шанс его получить в ответ!

Необходимые и наиболее употребляемые слова для контроля игры:

спасибо; пожалуйста; извините; должен я; могу я; я понял, мне ясно; должны вы; спасибо, достаточно.

Когда вы стараетесь решить конфликтную ситуацию, необходимо помнить, что нужно сфокусироваться, сконцентрироваться на конкретной проблеме. Будьте всегда уверены, что вы знаете, когда и что делаете, думаете и говорите, но в игре старайтесь объясниться предельно кратко. Если вам необходимо время для разъяснений по каким-то вопросам, найдите лучшее время для дискуссий (во время перерыва, после игры, на семинаре и т.д.). Но ваше слово в диалоге должно быть последним. Нельзя давать повода игрокам и тренеру усомниться в принятом вами решении.

До игры попытайтесь проанализировать  игроков, тренеров, руководителей обеих команд. Для этого вы как судья должны знать, кто в команде контактный, спокойный, авторитетный, формальный, неформальный лидер. Если вы выбрали правильного игрока для решения проблемы, его влияние на коллектив должно помочь вам успокоить остальную команду, решить конфликтную ситуацию.shema_konflict

Рисунок. Причины конфликта.

Ключевые факторы:

  1. Понимание причин.
  2. Уважение других.
  3. Решение конфликта.

Во время игры, судьи очень часто не имеют достаточного времени на обдумывание сложных моментов, которые происходят в игре. Судьи могут сожалеть о неправильно принятом решении, анализируя свою работу только после игры! Говоря в целом, часто начало конфликта (несогласия) – это есть критический момент в решении судьи. Поэтому судьи должны уделять особое внимание, когда и каким образом реагировать, дать ответ на конфликт, чтобы четко руководить игрой.

Все судьи за свою практическую карьеру бывают вовлечены в сотни конфликтов во время игры. И каждый судья должен для себя лично честно ответить и постараться понять, почему и что было поводом и причиной его действий и реакций в случившемся конфликте или неудаче. Только после этого, он сможет сделать позитивные изменения в исполнении своей работы.

Советы практического психолога

Роль судьи на площадке – не полицейского, а помощника. Судья должен быть полноправным участником игры. В какой-то мере даже помощником, учителем, советчиком. В игре не всегда нужны судейские свистки, игрокам иногда требуется подсказка, совет, помощь. Иногда лучше просто промолчать и не давать свисток. Диапазон решений и действий на каждое нарушение или несоблюдение правил игры у судьи должен быть широкий. Судья не должен мешать процессу игры. А когда нужно помогать игрокам, определить нарушение и продолжить игру.

Единоначалие – не Бог, а старший товарищ. Часто в игре необходима ваша помощь, ваши знания, ваши правильные решения, интеллект, ваш ум, эрудиция, выдержка.

Коллектив – не группа, а команда. Только командная работа может принести требуемый, желаемый результат.

Позитив, а не негатив. Все свои действия и решения необходимо пропускать через себя и через внутренний позитив. У судьи должен быть всегда позитивный настрой на игру, в противном случае он не сможет быть сконцентрированным и мобилизованным. Отрицательные мысли, а также плохое настроение приводят к ошибкам и неправильным решениям.

Постепенность, а не форсирование. В процессе подготовки к судейству и совершенствования своей работы используйте принципы постепенности, доступности, систематичности.

Преемственность, а не отрицание старого. Новое – это хорошо забытое старое. Помните своих учителей. Берите у них все самое полезное, консультируйтесь с ними. Не обижайтесь на их справедливую критику.

Уважение всех, а не позиция сверху. Если вы уважаете других, то и другие будут уважать вас.

Стратегия, а не тактика. В жизни, как и в работе необходимо ставить тактические и стратегические цели. Тактическая – это кратковременная цель, которую вы можете достичь быстро. Стратегическая – это цель на длительный период, к ней нужно долго стремиться, чтобы достичь желаемого результата.

Помощь во всем, а не «пафос», невежество и эгоизм. Когда вы помогаете своим коллегам, учителям, игрокам, тренерам – вы помогаете игре. Этим заслуживаете уважение других. Люди, которые не могут достичь высокого результата, имеют высокую самооценку, полны алчности, эгоистичны.

Терпимость, а не злость, возмущение, гнев и негодование. Умение прощать людей, потерявших самообладание в игре – одно из важных качеств судьи.

Устойчивость, а не оправдание. Необходимо быть устойчивым, уверенным в себе человеком. К этому нужно стремиться, над этим следует постоянно работать.

Быть уверенным, надежным, решительным, доброжелательным. Все перечисленные выше качества относятся к профессионалам. Соблюдение данных качеств, сделает вас профессионалом в глазах других.

Получать от своей работы удовольствие. От каждой работы необходимо получать удовольствие. Только тогда появляется желание совершенствоваться и расти как профессионал. Без удовлетворения результатами своего труда никогда не добиться хорошего результата. Работать необходимо не только физически, но и умственно, профессионально и качественно, совершенствуя свое мастерство.

Четкая командная работа. Только при полном взаимодействии с партнерами, постоянном визуальном контакте с коллегами, секретарским столом и комиссаром есть возможность избежать ненужных ошибок в игре.

Разговаривать с игроками и тренерами только коротко. В диалог с игроками и тренерами можно вступать вовремя паузы в игре. Диалог должен быть коротким. Последнее слово должно быть за судьей. Он должен остановить разговор, обсуждение, решив все спорные вопросы в рамках правил игры.

Оперативно начинать игру. Никогда не задерживайте игру. Помните, в основном конфликты происходят во время паузы в игре. Если необходимо подбежать, ускориться для того, чтобы начать игру быстрее – делайте это. Всем интересна сама игра, а не паузы в игре.

Юмор, шутка. Шутка, юмор, улыбка гасят «огонь» конфликта. Нужно быть всегда позитивным, даже при психологическом давлении со всех сторон. Необходимо понимать и различать юмор и сарказм. Следует быть участником игры, а не высокомерно смотреть на игру с долей сарказма и иронии.

Полная концентрация. Только 100% концентрация дает вам уверенность, что вы справитесь с игрой. Можно отсудить игру 39 минут и 45 секунд практически без ошибок, а на последних секундах из-за невнимательности пропустить мелкое нарушение, которое повлияет на результат игры. Вся командная работа моментально рушится.

Краткое обсуждение дальнейшего хода игры в минутном перерыве (тактика и дальнейшая стратегия). Минутный перерыв это не только пауза в игре для отдыха, но и минута для планирования дальнейших судейских действий. В основном разбирают тактику последующих действий команд, но также можно прогнозировать дальнейшую стратегию развития игры.

Если необходимо скажите: «Спасибо, пожалуйста, извините!» Даже если эмоции накалены до предела, найдите в себе силы удержать свое внутреннее состояние под контролем. Никогда не отвечайте грубостью на грубость. Помните, что вы представляете страну, федерацию, регион, коллегию судей. Будьте всегда вежливы и корректны.

Будьте спокойны, даже если кто-то агрессивно настроен против вас. Никто не должен видеть, что вы можете быть подвержены психологическому воздействию. Даже, если это происходит, не показывайте вида. Найдите способ для саморегуляции своего состояния. Работайте в команде и поддерживайте друг друга в сложных моментах. После игры сделаете выводы по своим ощущениям о своей работе. В игре вы должны все плохое забыть. Вы нужны своей команде!

Вера в себя – «вижу – знаю – решаю». Необходимо быть всегда мобилизованным, позитивно настроенным на предстоящую работу. Хорошая предигровая подготовка поможет вам обрести уверенность в своих силах.

Вырабатывать для себя только позитивные моменты. Готовясь к игре нужно настраивать себя на принятие правильных решений. Нельзя выходить с настроем на избегание неудач или неудачных решений. Только позитивные установки и настрой на игру, на правильные решения даст вам положительный результат в вашей работе.

Наслаждаться игрой. Каждому судье следует помнить свои самые удачные игры в его карьере. Это придаст уверенность в своих силах и в то, что любую даже самую сложную игру можно отсудить хорошо, если к ней правильно подготовиться.

Не беспокоиться, не думать об ошибках. Готовясь к каждой игре, нужно настраивать себя на хорошее проведение игры, на полный контроль игровых ситуаций, на командную работу и взаимопомощь. Думать об ошибках вы будете после игры. До игры все мысли должны быть направлены на успех, на уверенность, на позитив.

Быть спокойным (все под контролем!). Судья должен быть всегда невозмутим, спокоен, показывая всем, что все в игре под его контролем. Это придает уверенности партнерам. Тренеры и игроки понимают, что их судят квалифицированные судьи. Игроки и тренеры ведут себя так, как судьи им позволяют вести себя. Поэтому ваше спокойствие, невозмутимость и правильные решения обеспечат порядок и дисциплину в игре.

Выполнять работу без напряжения. Хорошая предигровая подготовка, хорошие физические кондиции и настрой на работу, дают возможность судье выполнять работу без напряжения и видимой физической усталости.

Четко оценивать для себя силу и слабость других. Необходимо знать, кого вы судите, с кем вы судите и где вы судите. Нужно реально знать свои сильные и слабые стороны и работать через позитивную, конструктивную критику и анализ.

Информированность. К каждой игре следует готовиться еще дома, как только вы получили назначение. Сделать своеобразную «видеоразведку», собрать максимально возможную информацию о предстоящей игре.