Конфликты возникают в силу, как объективных, так и субъективных причин. К субъективным причинам относятся личностные качества человека, потенциально влияющие на возникновение и развитие конфликта, а также условия жизни, влияющие на формирование этих качеств. Выявление и учет этих факторов позволяет не только прогнозировать поведение человека в конфликтной ситуации, но и при необходимости, корректировать его.

Конфликты – это источник постоянного нервного напряжения. Они разрушают взаимоотношения между тренером и воспитанником, судьей и игроком, приводят только к снижению эффективности их деятельности. Анализ психолого-педагогической и спортивной литературы позволил выявить, что понятие «конфликт» относится к сфере столкновения различных личностных образований (мотивов, целей, задач, интересов). В качестве синонимов «конфликта» используют термины: борьба, противоречие, вражда, столкновение, соревнование, соперничество и др. Конфликт – это проявление отношений между людьми, способ их взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций, интересов.

Межличностный конфликт имеет двойственные функции:

во-первых, ускоряет процесс самосознания, помогает более глубокому познанию участников конфликта друг друга, ослабляет психическую напряженность, способствует развитию личности, улучшает качества деятельности, повышает авторитет участника в случае его победы;

во-вторых, ухудшает настроение, приводит к насилию, разрушает межличностные отношения, вызывает болезни, ухудшает качество совместной деятельности, способствует пассивности личности, ухудшает психологический климат в коллективе, снижает сплоченность группы.

Вопросы исследования конфликтов в спорте широко рассмотрены в работах Д.И. Бронштейна, В.А. Демина, В.С. Келнера, Б.В. Турецкого, А.Ю. Ужева и др. Процесс повышения и решения конфликтных ситуаций основывается на следующих общепринятых положениях:

  1. Переговоры. Они являются одной из наиболее эффективных форм разрешения противоречий. Переговоры создают необходимость коопераций и сотрудничество.
  2. Работа через позитив. Позитивный опыт и самоанализ конфликтных ситуаций, их моделирование и решение.

Выявлено, что спортсмены не игровых видов спорта чаще других оказываются в ситуации конфликта, соперничества и реже прибегают к стратегии избегания или игнорирования конфликта, а «игровики» — выбирают стратегию сотрудничества и компромисса.

Результаты изучения конфликтных ситуаций и самого понятия «конфликт», могут послужить материалом для практического использования в процессе управления тренировочной и соревновательной деятельностью не только в схеме «тренер — команда», но и «судья — команда», «судья, комиссар – команда», «судья — игрок».

При рассмотрении и анализе игровых ситуаций (конфликтных, сложных моментов) работы судей после проведенных игр, выявлено, что очень многое зависит от командной работы судей, их взаимодействия, помощи друг другу, кооперации с комиссаром матча и все это – непосредственная обязанность старшего судьи донести до своих коллег в предигровой подготовке.

Выявлено, что большая ответственность старшего судьи лежит за плохо проведенный матч (60%); 2 судья(25%); 3 судья (15%), при ровной игре (45%) – (35%) – (20%), отлично проведенной (40%) – (30%) – (30%).

Распределение ответственности судей в зависимости от качества проведенного матча(%).

Матч (оценка) Старший судья 2-ой судья 3-ий судья
неуд 60 25 15
хорошо 45 35 20
отлично 40 30 30

Важно точно и четко распределять свои обязанности до игры и в этом главную роль играют старший судья и комиссар. Необходимо рассматривать весь процесс в целом.

НАБЛЮДАЕМЫЙ ПЕРИОД

ПЕРЕД ИГРОЙ -предигровое совещание;

-разминка;

 

В ХОДЕ ИГРЫ

-игра;

-тайм – ауты;

-беседа между периодами;

-подписание протокола.

ПОСЛЕ ИГРЫ -выход из зала;

-объективное (позитивное) обсуждение сложных игровых ситуаций;

-отъезд.

Влияние и значимость старшего судьи на работу команды судей должно реализовываться в предыгровой беседе, в минутных перерывах, в перерывах между четвертями и после игры. Здесь очень важно стиль руководства, взаимоотношения в команде, индивидуальные особенности судей.

Основные функции старшего судьи:

№ п/п Функции старшего судьи Направленность методов подготовки и воздействия
1. Информационная Преподнесение информации о предстоящей работе
2. Организующая Постановка целей, задач индивидуальной и командной работы. Четкое распределение обязанностей на площадке и за ее пределами.
3. Контролирующая Контроль работы и оперативное внесение корректив.
4. Исполнительная Четкое руководство и взаимодействие всей команды.
5. Оценочная Объективная оценка своих действий и партнеров, коррекция и уточнение отдельных проблемных моментов в исполнении (по средствам видео).
6. Стимулирующая Позитивный прогноз на будущее. Согласование задач по дальнейшему самосовершенствованию исполнения. Выработки стимула и мотивации на успех, в каждом матче, а не к   избеганию неудач.

 

Опытные судьи характеризуются такими свойствами личности, как:

спокойствие; эмоциональная зрелость; реалистичность; активность; мотивация; инициативность; саморегуляция; личный самоконтроль; сообразительность; адаптация к стрессу; готовность к сотрудничеству; обучаемость; стабильное позитивное состояние.

В педагогике спорта изучению эмоциональных переживаний судей внимания практически уделяется мало, что приводит к снижению эффективности выполняемой работы. Судьи в большинстве случаев справляются со своими эмоциональными переживаниями, стрессами, психологическими трудностями самостоятельно, что приводит к психологическим срывам, раннему психоэмоциональному выгоранию. По ходу карьеры судья приобретает опыт «переживания» кризисных ситуаций. Он сам формирует свой личностный «потенциал преодоления» кризисов (психологическую стену, барьер, блокаду). Однако самопомощь не всегда является достаточно эффективной. Оказание помощи, формулирование четких задач на достижение результата, выработки мотивации на успех на начальном этапе и на этапе совершенствования поможет скорректировать негативные эмоциональные переживания, выбрать дальнейшую стратегию самостоятельной работы, с помощью которой возможна наиболее полная самореализация. Здесь необходима поддержка опытных судей, опытных комиссаров и инструкторов.

Коррекция негативных переживаний, особенно у молодых судей, со стороны наставников необходима с самого начала карьеры, так как молодой судья в этот период слабо владеет интенсивностью своих чувств, поддается воздействию извне, что приводит к возникновению тревожных переживаний, инертности, ответных эмоциональных реакций. Даже твердое желание освободиться от этих чувств без посторонней помощи, не ведет к их исчезновению.

Виды переживаний судей: астения; депрессия; тревожность; невротизация; фрустрация (неудовлетворенность); одиночество; агрессия; раздражение; подозрительность; чувство обиды; чувство вины; негативизм, зависть.

Готовность к выходу из такого состояния может строиться по схеме: «автономность – информативность — принятие решения – отношение к решению».

Инструктор (наставник), который работает с молодыми судьями и более опытными должен использовать разные модели коррекции эмоциональных переживаний. Это может быть как метод беседы или диалога, метод способствующий релаксации, снятию лишнего нервного возбуждения, прослушивание музыки, аутогенной тренировки и т.д. Для судей, у которых снижена психическая активность, рекомендуется, наоборот, применение модели активации уровня возбуждения. Метод «шоковой психотерапии» с установкой: «Возьми себя в руки, докажи, что ты способен на большее!» или другие патриотические установки, которые помогут в создании нужной мотивации. Необходимо также обучать судей навыкам саморегуляции собственных переживаний, такими как:

-целенаправленное изменение направлений мыслей («отвлечение» и «переключение» внимания);

-внутренний контроль за поведенческими и внешними проявлениями эмоциональных переживаний;

-применение специальных дыхательных упражнений;

-произвольное переключение внимания на другие раздражители;

-аутогенная тренировка;

-физическая нагрузка;

-релаксация (сауна, массаж, бассейн).

Здесь мы затронули простейшую схему, она представляет собой лишь общие черты, поскольку содержание и решение каждой проблемы (игровой ситуации), эмоции напряжения всегда индивидуально и не может быть стандартным шаблоном. Для полноценной подготовки судьи, необходимо также знать его тип темперамента. Лица с четко выраженными свойствами, относящимися только к одному типу темперамента, встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще людям свойственны смешанные типы темперамента, характеризующиеся наличием свойств, характерных для разных типов темперамента с преобладанием одного из них. Приведем характеристики основных четырех типов темперамента.

Холерик - неусидчивый, суетливый, невыдержанный, вспыльчивый, резкий и прямолинейный в отношениях к людям, решительный, инициативный, упрямый, находчивый в споре, неритмичный в работе, незлопамятный, неуравновешенный и склонный к горячности, способен быстро действовать и решать, обладает резкими, порывистыми движениями, настойчив в достижении поставленной цели, склонен к резкой смене настроения, отличается быстротой и страстностью речи.

Сангвиник - жизнерадостный, энергичный и деловитый, склонен переоценивать себя, не доводит начатое дело до конца, быстро схватывает новое, неустойчив в интересах и склонностях, легко переживает неудачи и неприятности, легко приспосабливается к разным обстоятельствам, быстро остывает. Когда дело перестает интересовать, быстро включается в новую работу и переключается с одного вида работы на другую, общительный и отзывчивый, не скован в общении с другими людьми, вынослив и работоспособен, громкая, быстрая, отчетливая речь, сохраняет самообладание в неожиданной, сложной ситуации. Обладает всегда добрым настроением, склонен иногда скользить по поверхности.

Флегматик - спокойный и хладнокровный, последовательный и обстоятельный в делах, осторожный и рассудительный, умеет ждать, молчалив, обладает размерной речью, без резко выраженных эмоций, жестикуляций и мимики. Сдержан и терпелив, доводит начатое дело до конца, умеет применять свои силы в дело (не растрачивает их по пустякам). Строго придерживается выработанного распорядка жизни, системы в работе, легко сдерживает порыв, маловосприимчив к одобрению и порицанию. Проявляет снисходительное отношение к колкостям в свой адрес, медленно вовлекается в работу и переключается с одного вида работы на другую. Ровен в отношении со всеми, актуален во всем, обладает выдержкой.

Меланхолик – стеснительный и застенчивый, теряется в новой обстановке, испытывает затруднительность в установлении контактов с незнакомыми людьми, не верит в свои силы, легко переносит одиночество, испытывает подавленность и растерянность при неудачах. Человек склонен уходить в себя, быстро утомляется, обладает тихой речью, иногда снижающейся до шепота. Невольно приспосабливается к характеру собеседника, впечатлительный человек, чрезвычайно восприимчив к одобрению и порицанию, предъявляет высокие требования к себе и окружающим, склонен к подозрительности, мнительности, легкоранимый, чрезмерно обидчив, скрытен и необщителен, малоактивен.

Многие специалисты подчеркивают роль психологической подготовки судьи, степень значимости которой с каждым этапом подготовки только возрастает, поэтому наряду с другими методами подготовки, необходимо уделять психологической подготовке одно из основных, приоритетных мест и самое главное включать ее в период формирования судьи, его становления.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

- образованность, интеллект;

- профессиональная компетентность;

- энциклопедические знания игры;

- индивидуальный стиль работы;

- хорошие привычки;

- компетентность в области коммуникации (общение);

- умение управлять собой в общении;

- хорошо ориентироваться в ситуации;

- не бояться признать свои ошибки и неправоту;

- способность предвидеть и сгладить конфликты;

- способность оказать поддержку партнеру;

- дать возможность каждому почувствовать свою значимость;

- быть в курсе событий и дать всему объективную оценку;

- понимать эмоциональное состояние других;

- умение убеждать других;

- умение организовывать совместную деятельность;

- говорить четко, ясно излагать свои мысли.

Личностные показатели – это самоконтроль, волевая активность, самооценка, направленная мотивация на успех, направленная мотивация на избежание неудач, креативность мышления.

Факторы успешности – это интеллект; мотивация деятельности; самоорганизация; волевые черты характера; эмоциональная сфера (уравновешенность, психологическая устойчивость); личностные свойства при проявлении умственной работоспособности.