«Я знаю, что я ничего не знаю, но многие не знают и этого!»

Сократ

Фактологическое и методологическое обучение

Настоящие требования к жизни нам выдвигает современное время. В большинстве случаев, а это видно из практики, в настоящее время в современной школе и ВУЗе нас не учат понимать суть вопроса, а учат знать ответ на данный вопрос. Мы получаем знания, но не получаем его необходимого понимания, зачастую не знаем куда и где эти знания можно применить. Каждый предмет в процессе обучения идет отдельно друг от друга. Нет четкой взаимосвязи между предметами и полученными знаниями.

Фактологический метод преподавания знаний сегодня, как и много лет назад, продолжает преобладать и давно уже устарел. Это значит, что процесс обучения в школе или ВУЗе, то чему нас обучали преподаватели, преподаваемый материал к концу обучения становится устаревшим. Современная жизнь меняется очень быстро и, соответственно, выдвигает высокие требования всем, кто хочет быть востребованным и необходимым, чтобы не оказаться за бортом «реки жизни». Приходят новые современные технологии, совершенствуются средства производства, постоянно меняются технологические процессы, изобретаются более совершенные устройства. Полученных знаний в ВУЗе уже не только не хватает, их просто недостаточно для нормальной жизни. Нужно постоянно искать пути совершенствования самого себя в современном мире. Следует выстраивать четкую структуру усвоения необходимых знаний, методологию их получения и применения в своей работе. В практике знания разделяют на достаточные и необходимые. С необходимыми знаниями можно работать и жить, но они не достаточны, чтобы решать большие задачи!

В наше время, у нас ситуация другая, даже с переквалификацией образованных людей. Работников постоянно заставляют переучиваться, где опять же дают только факты (фактологические знания), а не учат думать, понимать, планировать, прогнозировать. Заставляют заучивать знания для ответов на тестах, зачетах или экзаменах.

Необходима новая методология подачи знания. Методология – учение о методах, способах, средствах познания. Это основа самостоятельного познания окружающего мира. Человеку тяжело успеть за прогрессом современных технологий. Он должен постоянно учиться и следовать новым изменениям и быть постоянно в теме всего происходящего. Обычная грамотность, преподаваемая у нас в школах и ВУЗах, должна быть заменена методологией преподавания знания. Это потребность не только науки и техники, это потребность современной жизни, которую мы строим для себя сами и, которая выдвигает такие требования к нам уже давно.

Необходимо дать молодому поколению методологическое усвоение знаний. Но для этого необходимо менять понятийный аппарат, т.е. учиться мыслить по-другому, вырабатывать способность пересмотра своих старых стереотипов (устойчивых связей), привычек, культуры. Отойти от понятий «Я всё знаю, мне ничего не нужно» к созданию новых мотиваций и путей к самообразованию. Исходить следует во многом в своих подходах усвоения знания через: мировоззрение, миропонимание, интеллект, интуицию. В нашем примере, следует совершенствовать, если брать судейство спортивных игр, психологию судьи и философию игры, физиологические аспекты организма, все аспекты физической подготовки, пересмотреть и грамотно использовать педагогические методы, отношение к жизни и работе, понимание жизненных процессов и т.д. То есть для получения результата, необходимо выделение вектора цели, создание структуры, алгоритма (последовательности) действий на основе выработанной концепции, где главная цель — становление личности, сильного судьи, образованного, гармоничного человека.

Сегодняшнее время выставляет перед нами высокие требования. Необходимо обучение методам, способам и средствам познания, совершенствования существующего материала и технологий. Что означает освоение обучающимися знаний для решения не сегодняшних проблем, т.е. фактами и действительностью, а пытаться научить анализировать и прогнозировать этапы совершенствования процесса обучения, образования через понимание методов и способов этого познания, а не в получении отдельных знаний, иногда далеких от действительности, т.к. нет их целостного понимания. На одно из первых мест здесь выходит процесс – самообразования, как основа в системе понимания процессов жизни.

Прогресс и новые технологии меняют представление о происходящем процессе в современном мире. Количество фактов удваивается каждые пять лет, поэтому методологический подход при обучении будет всегда востребован. Для этого следует выделить этапы формирования понятийного аппарата и нового знания. В большинстве случаев многие студенты знают теоретический материал, но показать взаимосвязь предметов, их взаимообусловленность, причинно — следственные связи для них остается большой проблемой.

Рассмотрим последовательно этапы формирования методологического понимания проблемы.

Этапы:

  • Обозначение предмета познания, которое необходимо освоить (выявление фактора среды – различение; «это – не это»);
  • Внесение изменений в систему старых стереотипов, т.е. пытаться перестроить устойчивые стереотипы (привычки);
  • Определение вектора цели, т.е. целей и желаемого результата. На первое место необходимо поставить ту цель, от которой вы откажетесь последним, при ее достижении и, соответственно, на первое место, ту цель, от которой можно отказаться сразу (мелкая задача).
  • Формирование концепции — способ понимания, трактовка явлений, система взглядов на явления в мире. Концепция определяет стратегию действий.
  • Создание структуры управления (внутреннее устройство; последовательность действий).
  • Контроль структуры управления.
  • Достижение цели.

Во-первых, необходимо для себя выделить основную проблему, объект, что мы хотим усвоить, т.е. определить новое представление о стоящей проблеме, которую мы не можем долгое время решить. Эту проблему можно определить как какое-то новое знание. Этот этап самый сложный в деятельности любого человека. То есть нужно самому себе доказать, что, то, что я знаю и умею – устарело, требует ревизии, совершенствования и недостаточно по многим позициям. Этот вывод можно сделать, если провести сравнительный анализ, как это есть в других странах, а не только у нас или у себя. Соответственно, следует определять объективные факторы и аспекты, а не рассматривать субъективную сторону вопроса, которая везде присутствует. Вот если выделить «это», что-то новое, т.е. различное от того, что мы сейчас имеем, можно строить свой алгоритм дальнейших действий. Мы выявили новое знание, которое необходимо освоить, достичь в своем самообразовании.

Следующим этапом перед нами будет не менее сложная задача – это заставить себя перестроить, изменить свое отношение к процессу обучения и получения знаний, т.е. изменить свои стереотипы (привычки), которые слаживались долгие годы жизни.

На третьем этапе мы должны сформулировать перед собой вектор цели, который состоит или представляет собой множество целей, как тактических, так и стратегических. Но на последнее место мы здесь ставим ту цель, от которой мы откажемся по ее достижению. Это должна быть труднодостижимая цель, на грани невыполнения. Все мелкие, тактические цели, которые мы ставили впереди, сами уйдут с поля зрения нашего внимания по мере их реализации.

Затем мы формируем концепцию нашего понимания окружающих событий, трактуем реальную ситуацию, в которой находимся и определяем систему взглядов на происходящее и на будущее, в соответствии с нашим вектором цели и пониманием.

На пятом этапе мы должны определить последовательность своих действий и как мы будем ими управлять и корректировать, т.е. непосредственно практическая наша работа. Вырабатываем структуру управления.

Далее, мы должны четко реализовывать и контролировать нашу структуру выполнения. На этом этапе нельзя уходить от намеченной самой первой и главной цели, чтобы не сбиться с вектора цели и не увеличивать вектор нашей ошибки, который всегда присутствует в практической деятельности любого человека.

И наконец, когда цель достигнута, мы может отказаться от неё или продолжить поддерживать свое состояние на должном уровне и корректировать в современных условиях в сторону улучшения и совершенствования.

Предела совершенству нет. Но для того, чтобы добиться результата следует всегда смотреть вперед и стараться жить по формуле: «Узнавание – Востребованность – Необходимость». Желательно быть всегда востребованным и необходимым в работе, тогда и будет цель в жизни.