«Знания – это вид власти, а предвидение событий – это управление ими».

                                                                                                                 Ратников Борис

Судейство – это постоянный взаимосвязанный и взаимообусловленный обучающий процесс. В судействе должно быть все причинно — следственно обусловлено.

Как нам разобраться в себе? Обращая внимание на большие проблемы, вещи, мы во многих случаях забываем о насущных мелочах, которые окружают нас и зачастую не дают возможности нам двигаться вперед. Это происходит из-за нашего незнания или нежелания уделять им внимание. Мелочи также важны, как и любые другие крупные вещи.

Гонясь за большим результатом, великой целью, высоким достижением мы не предаем значение, не стараемся понять, что всё большое и великое состоит из мелких, элементарных частей, как пазл в детской игре-мозаике.

«Каждый в меру своего понимания работает на себя, а в меру непонимания работает на того, кто понимает больше!» Мы слепо следуем этому высказыванию. И сколько бы нам не говорили старшие, опытные коллеги, учителя, наставники, мы опять наступаем на те же грабли, что и многие до нас – подчиняемся нашему непониманию простых истин.

В чем здесь проблема? В большинстве случает ответ лежит на поверхности, мы просто не можем его отчетливо увидеть и выделить для себя. Мы не можем управлять, планировать, формировать свои действия из-за неумения, незнания, как формировать структуры управления своими действиями.

«Выживают не сильные и умные, а адаптивные!», то есть те, кто могут адаптировать полученные знания, умения, опыт, навыки к реальным условиям, в которых мы сейчас находимся и работаем.

Приведем лишь некоторые аналогии в судействе. Судьи и комиссары прошли предсезонные семинары, сдали экзаменационные требования и разъехались до Нового сезона (года), уверенные в том, что для своего совершенства и образования практически всё выполнено. Прослушивая лекции, просматривая видео, мы зачастую забываем, что весь этот обучающий материал, лекции и сам семинар несут в себе только установочные задачи и выстраивают только критерии, «маяки», которых необходимо придерживаться. Необходимо осознавать, что полученные знания нужно уметь не просто «тупо» и слепо применять в своей практике судейства, а адаптировать их непосредственно себе, к своему характеру (условиям).

Наши учителя, преподаватели предъявляют к нам высокие требования и критерии, которые зачастую расходятся с нашими способностями, возможностями, желаниями. Нельзя, конечно, не принимать или не перенимать опыт, знания профессионалов, но всё нужно делать с «головой», сохраняя высокие требования к конечному результату, помня, что качество исполнения всегда ценилось у специалистов, профессионалов.

В каждой стране, каждой нации имеются свои различия в культуре, менталитете, образовании, поэтому подходы к различным вопросам, видам коммуникациям, оценкам исполнения у всех разные. Для того, чтобы мы могли понять друг друга, нам следует уметь разговаривать на одном языке. Но мы не сможем это делать, слепо исполняя прописанные общие, усредненные рекомендации. Нам необходимо расширение своей личной базы понимания процессов жизни, в нашем случае самой игры в целом и судейской работы в частности.

Постигая происходящее, делая анализ своей работы с наставником, самостоятельный анализ, можно понять суть определения, значение термина, что такое игра – баскетбол. Для лучшего и глубокого понимания этого, следует уметь дать простые определения элементарным действиям и приемам, из которых состоит игра. В этом часто кроется проблема – отсутствие базового, элементарного образования по специальности. Это не значит, что нужно иметь диплом о физкультурном образовании. Просто у многих отсутствуют знания о самом предмете, о его структуре. Есть только поверхностное представление, и набор действий и решений.

Совершенствование – это процесс постоянный, т.е. результативная работа каждый день, в каждой игре, в каждом действии и решении.

День, прожитый без анализа и работы над своим улучшением – это, теоретически шаг назад. Ведь кто-то в это же время сделал шаг вперед и оставил вас немного позади, выполнив свою программу-минимум хоть чуть-чуть, но целенаправленней, результативней и часто лучше нас. Мы в большинстве случаев этого не замечаем, и в основном ссылаемся на свои неудачи, невезение, стечение обстоятельств, нехватки времени и т.д. В этом кроется наша большая ошибка.

Что в таких ситуациях нужно делать? Вначале следует выстроить план действий, оценить обстановку, свои силы, определить цель, задачи. Непрофессионально ограничиваться только формулировками (сухими правилами), не рассматривая игру шире и более объемней. Часто причиной недопонимания в игре служит банальное расхождение в толковании простейших определений и терминов. Поэтому адаптация полученных знаний к конкретным участникам игры и их мастерству исполнения зачастую является главной задачей – подвести всех под одно понимание самой Игры.

Развитие баскетбола, как и всего спорта в мире отличается на разных континентах, в разных странах и отношение к пониманию и адаптированию у всех индивидуальный, специфический. Конечно, все стремятся следовать эталонам, разговаривать на одном «языке игры», чтобы совершенствовать игру и не быть в аутсайдерах, на последних ролях.

Один «язык игры», одни критерии и трактовки очень важны для профессиональных судей. Как не громко будет сказано, но для профессионального арбитра необходимо, чтобы его поняли не только команды, зрители и все, кто связан с игрой, но и сама Игра. Это часто бывает самым трудным и сложным для судей. В большинстве случаев мы видим, что вроде все было сделано правильно и в соответствии статей правил, но Игра «не принимает» работу судьи. Он вроде фиксирует фолы и нарушения, но не попадает в ход игры. Только или ускоряет хаос или, наоборот, тормозит, когда игра и так еле движется. Уже после проведенных игр, судья соглашается с допущенными неточностями и ошибками.

Иногда судьи копируют рекомендации и советы своих лекторов без какого-то анализа или адаптации к своему собственному стилю судейства. Мы все индивидуальности — и в стиле, и кооперации, и коммуникации. Поэтому точное копирование никогда не будет индивидуальностью. Никакая копия не заменит оригинальность и своего собственного стиля исполнения.

Очень важно, чтобы у судьи был внутренний духовный стержень, в первооснове которого заложено понимание предназначения труда спортивного судьи, как всесторонне подготовленного человека, способного в различных ситуациях помочь участникам игры раскрыть свое мастерство и защитить справедливый итог игры. Последнее обстоятельство невозможно без приложения знаний предмета судейства, мужества и силы воли. Внешним проявлением работы будет постоянный интерес к ней, кураж, свой собственный стиль поведения, свое выражение эмоций, большое желание, и любовь к судейскому делу. Поэтому каждое наше решение строго индивидуально и должно исходить из глубокого анализа, понимания и большой внутренней самостоятельной работы.

Многие лекторы, рассказывая о тех или иных факторах улучшающих качество судейства, ссылаются на свою практику и говорят из своего личного опыта. Мы же начинаем повторять, копировать их манеру судейства и принимать похожие решения абсолютно в других ситуациях и моментах своих игр, образно копируя своих кумиров, зачастую без понимания, как он дошел до этого решения. Ведь это был его собственный стиль, основанный на его культуре, интеллекте, интуиции, опыте, менталитете, темпераменте, характере, образовании, мотивации, кураже, интересе, социальной среде, где он воспитывался и т.д.

«Нужны мозги не хорошо наполненные, а хорошо устроенные». Этого можно добиться только путем своего самообразования, самоанализа и постоянного самосовершенствования.

Недальновидно принимать одни и те же решения на сложные, конфликтные ситуации, как в игре, так и в жизни. Иногда нужно принимать в решении игровых и жизненных ситуациях такие приемы коммуникации, как: сотрудничество, уступки, соперничество, избегание, компромисс. Мы же зачастую только наказываем (методом соперничества – мы правы и всё) и часто решаем проблему тактически (локально, только на этот момент, на этой игре), но, безусловно, проигрываем стратегически (на перспективу). Такие же моменты можно наблюдать и в жизни. Простое копирование решений и действий никогда не приносило дальнейшего саморазвития человека и полного решения проблемы.

Каждый человек – это индивидуальность, и каждому нужно искать свои средства и методы для решения вопросов в своей области работы и жизни. Повтор, копия никогда не будет талантливым и гениальным решением. Это будет среднестатистическое решение, которое могут сделать большинство людей.

Рассматривая и претендуя на лидерство и профессионализм, нужно говорить только о первых позициях в своей работе. А это сопряжено с риском, тяжелым трудом, самокритикой, самоанализом своей деятельности и работы.

Подытоживая вышесказанное, хотелось бы привести цитату великого ученого – философа, логика и социолога А.А. Зиновьего: «Иди своим путём и пусть другие говорят что угодно. Иди как можно дальше, не можешь идти – ползи. Никакой конечной цели у тебя нет. Ты никогда не скажешь себе, что достиг того, чего хотел. Ты можешь только успокоиться. Твой путь не имеет принципиального конца. Он может оборваться по независящим причинам. Это будет конец твоей жизни, но не коней твоего пути». Это значит, что конечной цели у нас не может быть. Окончание одной – есть продолжение или постановка другой. Только так можно быть первым, лучшим, т.е. профессионалом.