В настоящее время у начинающих судей, а также и у действующих опытных арбитров нет чёткого понимания и представления, как и для чего процесс обучения строится, выполняется, и реализуется. Всё идет самостоятельно, а иногда стихийно, хаотично, бесструктурно. Безусловно, работа ведётся объёмная, но конечный итог и продукт большой проделанной работы получается не благодаря, а вопреки. Движение идёт, но чаще хаотичное. Каждый на местах занимается по своей методике или программе, главное — единой цели не проглядывается, связи поколений, преемственности, полноты передачи знаний, опыта. Каждое поколение живёт своими проблемами и задачами, которые они самостоятельно решают. А это локальное решение проблемы. Необходимо посмотреть глубже, вспомнить хорошо забытое старое, посмотреть, как ситуация обстоит в других странах и регионах.

Конечно, каждый может представить себе модель идеального судьи, процесс его подготовки, методы подготовки, но главным остаётся вопрос — собрать всё воедино, представить общую картину этого многогранного процесса в целом, показать тесную взаимосвязь этих процессов и объективную необходимость их освоения. Например, показать, как база общей физической подготовки, выносливости (физическая подготовка) влияет на психологическую подготовку. Раскрыть, как общая выносливость дает «кредит доверия, уверенности», что в критической, стрессовой ситуации судья может адекватно двигаться, перемещаться на площадке.

В вопросе подготовки судей мы должны упорядочить сам процесс. Мы не можем его пустить на самотек, т.е. думая, что сильнейшие, лучшие судьи сами вырастут и путём естественной конкуренции отберутся. Вопрос будет решён на определённый, локальный промежуток времени. Но как работать и двигаться дальше? Во-первых, мы теряем время и зачастую, неподготовленным и не всегда грамотным подходом, теряем молодых людей, которые хотели быть судьями и имели к этому предрасположенность. Просто в связи с разными типами характера, темперамента, воспитания эти молодые люди, не дождавшись поддержки, совета, своевременной помощи ушли из спорта и судейства. Можно подытожить, что подход к злободневной проблеме подготовки должен быть не КАЛЕЙДОСКОПИЧЕСКИЙ, а МАЗАИЧНЫЙ.

КАЛЕЙДОСКОПИЧЕСКИЙ — это когда мы имеем знания, получаем опыт, но понимания знаний нет. Главного, чего мы хотим добиться в процессе обучения – понимания процессы игры. Цель — не только определить результат игр, а проводить судейскую работу через глубокое понимание самой игры, её компонентов, значимости каждого участника игрового процесса на основании духа правил ФИБА и справедливости. Это, как в институте, студент получает знания, все экзамены сдает на хорошо и отлично, но применения знаний часто, не видит, потому что нет самого понимания. Каждый преподаватель давал свой предмет, а соединить, показать взаимосвязь предметов особо не стремился. Вот и получается, что студент имеет знания, а как их использовать, как их сложить, адаптировать к жизни не знает, затрудняется или боится признаться, что не понимает. Вот это главная проблема. Нет общей картины, общего понимания. Оно, конечно, приходит с годами, путем метода проб и ошибок, но с годами наступают другие вопросы и проблемы — востребованность, необходимость судьи, который всё понял, но у него уже наступает «пенсионный» возраст. Поэтомупонимание процесса судейства и накопление знаний у начинающих судей должно стоять на первом месте.

Вопрос понимания раскрывает «МОЗАИЧНЫЙ ПОДХОД». Преподаватели представляют общую картину, МОЗАИКУ, т.е. знания, понимания знаний, их взаимосвязь, реальные цели, пути их достижения и перспективы. Только при таком подходе можно увидеть картинку целиком — всю МОЗАИКУ, а не достающие элементы мозайки — знания, опыт, авторитет, как пазлы, как кусочки цветного стекла, доложить в создании общего представления о предмете, создать единую картину понимания. Это касается не только баскетбола, спорта — это большая часть нашей жизни. Вот к чему необходимо стремиться!

Дмитриев Фёдор

Судья международной категории

e-mail: fedordmitriev@yandex.ru

©