Баскетбол — игра ума и эмоций, это делает игру интересной и захватывающей для всех — игроков, тренеров, зрителей. Большие эмоции, страсти, которые возникают в игре, часто приводят на площадке к конфликтам. Они могут происходить не только между игроками, но и между тренерами, болельщиками и даже судьями. Понимание этих ситуаций – ключ к контролю и управлению игрой.
Прежде чем говорить о контроле и управлении над кем-то или чем-то мы должны, во — первых, помнить, что мы будем делать с конфликтом, как будем выходить из ситуации, определять его актуальность. При анализе конфликтных ситуаций, которые происходят в игре, судьи должны знать, что для их решения необходимо применять те же подходы и методы, что и в нормальной повседневной жизни.
В идеале каждый судья хотел бы в течение игры управлять, контролировать ситуацию и чётко решать непредвиденные моменты. Что для этого необходимо?
Во-первых, судья должен определить, что необходимо сделать для решения возможных несогласий, споров, но не стараться избегать их, самоустраняться.
Во-вторых, необходимо выбрать, в критические моменты игры, правильный путь для решения сложившихся проблем. Главное, что подход для решения конфликта должен быть справедливым к обеим сторонам конфликта, даже если это будет происходить через психологическое давление и угрозы какой-то из сторон.
Конфликтные ситуации (несогласия) возникают из-за того, что все люди, вовлеченные в них, разные. Они проявляются своими поступками, поведением, привычками, темпераментами. В целом, говоря о природе конфликтов, можно сказать, что они возникают из-за ошибок, беспокойства, неуверенности, злости, нервозности, психологического давления, провокации. Конфликты всегда базируются на несогласии. Поэтому судья должен стараться направить игроков, тренеров на путь сотрудничества ещё до начала игры, а в самой игре – увидеть, распознать, предвидеть зарождающийся конфликт.
Быть честным по отношению к себе
По результатам научных исследований 90% всех конфликтов, разногласий в семьях происходит из-за того, что люди, вовлечённые в конфликт «говорят» на повышенном тоне. Внимательно анализируя различные ситуации в течение игры, вы должны учиться тому, чтобы тон, на котором вы отвечаете на вопрос не был вашей проблемой. Переосмыслив, оценив методы и способы управления игрой, вы можете реально увидеть подходы к решению многих сложных ситуаций.
Постоянно находясь в центре конфликта между игроками, которые считают, что только они правы, судьи часто теряют возможность в этот момент принять правильное решение, так как находятся в экстремальной, психологически измененной ситуации. Непонимание игроками решений судей — во многих случаях и есть конфликтная ситуация. Следует отметить, что в некоторых случаях игроки правы в своих несогласиях по отношению к судьям, так как судьи часто определяют не действие игрока, а уже ответную реакцию на это действие, что и вызывает возмущение. Например, судья пропустил захват нападающего, зафиксировал фол защитнику, который отталкивал нападающего, чтобы избавиться от захвата, тогда и был сделан свисток на фол. Необходимо фиксировать первое неправильное действие, а не ответную реакцию на действия «Action, not Reaction». Решая конфликтные ситуации, мы должны определить причины конкретной реакции игрока, тренера на решение судьи, которое он выражает свистком или молчанием.
Ключевые факторы при работе с конфликтами:
1. Голос. Старайтесь держать себя всегда спокойным — избегайте употребления агрессивного тона. Судья должен уметь доносить своё решение до всех, кто связан с игрой. Ваш голос должен быть спокойный, уверенный, хладнокровный. Говорите чётко, кратко и прямо. Выдержите паузу, чтобы собраться с мыслями, прежде чем ответить на вопросы. Подбирайте свои фразы, используйте короткие, простые слова и предложения. Высказывайте не больше одной мысли и возобновляйте игру как можно быстрее.
2. Жесты. Старайтесь избегать некрасивых жестов. Употребляйте только официальные судейские жесты! Будьте понятными, доступными, коммуникативными со всеми, кто связан с игрой. Чётко ведите и управляйте процессом игры.
3. Слова. Не употребляйте негативные слова. Будьте профессионалами! Уважайте всех, и вы тоже получите шанс получить его в ответ!
Необходимые и наиболее употребляемые слова для контроля игры: спасибо; пожалуйста; извините; должен я; могу я; я понял, мне ясно; должны вы; спасибо, достаточно.
Когда вы стараетесь решить конфликтную ситуацию, необходимо помнить, что нужно сфокусироваться, сконцентрироваться на конкретной проблеме. Будьте всегда уверены, что вы знаете, когда и что делаете, думаете и говорите, но в игре старайтесь объясниться предельно кратко. Если вам необходимо время для разъяснений по каким-то вопросам, найдите лучшее время для дискуссий (во время перерыва, после игры, на семинаре и т.д.). Но ваше слово в диалоге должно быть последним. Нельзя давать повода игрокам и тренеру усомниться в принятом вами решении.
До игры попытайтесь проанализировать игроков, тренеров, руководителей обеих команд. Для этого вы как судья должны знать, кто в команде контактный, спокойный, авторитетный, формальный, неформальный лидер. Если вы выбрали правильного игрока для решения проблемы, его влияние на коллектив должно помочь вам успокоить остальную команду, решить конфликтную ситуацию.

Untitled

Во время игры, судьи часто не имеют достаточного времени на обдумывание сложных моментов, которые происходят в игре. Судьи могут сожалеть о неправильно принятом решении, анализируя свою работу только после игры! Говоря в целом, начало конфликта (несогласия) – это есть критический момент в решении судьи. Поэтому судьи должны уделять особое внимание, когда и каким образом реагировать, дать ответ на конфликт, чтобы руководить игрой.
Все судьи за свою практическую карьеру бывают вовлечены в сотни конфликтов во время игры. И каждый судья должен для себя лично ответить и постараться понять, почему и что было поводом, причиной его действий и реакций в случившемся конфликте или неудаче. Только после этого, он сможет сделать позитивные изменения в своей работе.

Дмитриев Фёдор

Судья международной категории

e-mail: fedordmitriev@yandex.ru

©