Баскетбол – это игра, часть жизни, спрессованная во времени и пространстве! Это создает особые условия, выдвигает дополнительные требования к работе для всех участников процесса. В профессиональной деятельности многие проживают новый опыт отношений с самим собой и другими. В игре они овладевают теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, которые впоследствии будут передаваться другим и применяться в собственной практике. В процессе кропотливой, систематической работы профессионально растут все участники, — и те кто учится, и те кто учит.

В нашем случае, мы рассматриваем непосредственно работу баскетбольного судьи, его карьерный рост, прогресс и проблемные моменты, с которыми он сталкивается в процессе подготовки, совершенствования исполнения своей работы. Какие цели мы должны поставить перед собой? Краткий ответ на этот вопрос можно сформулировать так: создать адекватные условия, в которых судьи смогут понять последствия работы с игроками, тренерами и другими людьми в течение матча, переживающими стрессы, конфликтные ситуации, проблемные моменты. Овладеть искусством, приёмами психологического сопровождения и выхода из этих ситуаций. Важно отметить, что не обращая должного внимания на эти психологические переживания и стрессы, у судьи с годами происходит так называемое психоэмоциональное выгорание, т.е. происходит истощение нервной системы, упадок сил, плохой сон или его нарушения, травмы, головные боли, страхи перед предстоящей работой, мелкие психические расстройства. Для нормального управления своими эмоциями, самим собой, избегания таких пограничных состояний и ситуаций необходимо:

-владеть признаками психоэмоционального профессионального выгорания;

-уметь выявлять причину и наличие появления этих признаков;

-освоить методы и приёмы помощи себе и коллегам в таких ситуациях;

-знать, что делать, когда этот процесс выгорания уже развивается;

-на основе полученных знаний и умений противостоять и оказывать помощь молодым коллегам в ситуациях профессионального стресса, конфликта.

Для продуктивной работы со стрессами необходимо знать психологические состояния и затруднения, которые возникают у судей при выполнении своей работы. Одна из основных проблем заключается в том, что молодой судья впитывает как «губка» всю стрессовую информацию, всё отрицательное и негативное в игре, реагирует мгновенно на все реплики и действия участников игры. Происходит наслоение отрицательных моментов в памяти, а это приводит к страхам, неуверенности в принятии решения, чувства вины, опасения за последующие действия – судья начинает себя «бичевать», «съедать» изнутри. Происходит «феномен психологического заражения», т.е. судья впитал весь негатив в игре, заразился «инфекцией» и не знает, что с ней делать. Тут необходима «вакцина», чтобы судья окончательно «не заболел», не сломался, необходимо отражение, «отзеркаливания» этих отрицаний, своеобразная блокировка. Помощь старших коллег и комиссаров крайне необходима. Но помощь нужна не в констатации фактов и моментов, которые повлияли на такое состояние судьи, а в причинах и следствие. Нужно спокойно выводить судью из таких ситуаций, состояний и готовить его к дальнейшей работе, но только с позитивными наставлениями, помочь коллеге противостоять стрессу, психологическому сгоранию, эмоциональному переживанию.

Анализируя работы психологов в области спорта по этой тематике, можно заметить, что конфликтов и стрессовых ситуаций не нужно бояться, необходимо уметь им противостоять и управлять ими постоянно. Нельзя дать право себе раньше времени растратить всю свою энергию, «сгореть на работе». Раннее психоэмоциональное выгорание при выполнении своей профессиональной деятельности – плата за непрофессиональное, безграмотное отношение к своей работе и отсутствие навыков в саморегуляции. Это приводит, кроме стресса, и к негативным самоотчуждениям, необоснованным обидам и даже к потере работы. Они возникают как защитная неправильная реакция на стресс и конфликт. Судье нельзя перегружать себя максимальной нагрузкой, поглощая стрессы и конфликты и неправильно анализируя их после игры. Личностные качества, стереотипы поведения судьи часто только способствуют отрицательному состоянию, раннему профессиональному выгоранию. Для того чтобы оградить себя, сократить до минимума воздействие отрицательных факторов, необходим анализ своего судейства вместе с опытными судьями, комиссарами, психологами.

Нельзя не затронуть психологический момент при переходе опытного судьи в комиссары. Это также довольно сложный психоэмоциональный процесс, сопряжённый с внутренними переживаниями и стрессовыми ситуациями, с которыми сталкивается опытный судья. Будучи уважаемым, авторитетным, востребованным как активный судья, он попадает в ситуацию, где фактически будет являться новичком, начинающим комиссаром, и его карьера только начнётся. Количество и качество игр будет в разы разниться. Это иногда вызывает дискомфорт и чувство неудовлетворенности. К этому моменту необходимо готовиться психологически заранее, чтобы не сталкиваться уже в зрелом возрасте с психологическими переживаниями, а пройти этот период жизни с позитивной установкой, как закономерные, неизбежные этапы своей карьеры.

Перечислим некоторые аспекты данной психологической работы:

-освоение способов саморегуляции, способных предупредить раннее профессиональное выгорание, борьбу со стрессами. Научиться расслабляться, снять стресс, получать удовольствие от проделанной работы;

-постоянный обмен опытом с коллегами и конструктивными комиссарами и инструкторами и оказание помощи своим коллегам;

-создание и постановка перед собой стратегических целей и задач на достижение результата через позитивные установки;

-профессиональное общение с коллегами, обмен опытом, расширение профессиональных контактов;

-повысить свою аналитическую самооценку, уверенность в профессиональной деятельности, научиться доверять и верить себе, быть уверенным, но не самоуверенным;

-изучать стиль работы всех участников игры, их мотивы поведения;

-знать первые признаки психологического выгорания в своей деятельности. Это излишнее напряжение, нервозность и неуверенность в действиях. Желание не выделяться, быть за спиной у партнёров, отсидеться в «кустах» в трудный момент игры, выжидающая позиция или очень агрессивная при разговоре, трудности в признании своей ошибки, зажатость и молчаливость, закрытость, желание уединения, опущенный взгляд, нежелание идти на контакт, тем более объективный и деловой. Чувство страха, одиночества, отсутствие необходимой поддержки;

-подтверждать правильность в выборе профессии;

-обратная связь от участников процесса обучения и совершенствования.Важно знать и понимать, что важен не сам стресс или конфликтные ситуации в игре, а его последствия! Стрессовых ситуаций в игре избежать невозможно, но научиться их правильно преодолевать в наших силах! Стресс – это свисток, это каждое решение судьи! Кто-то постоянно не согласен с ним! Стресс – это реакция человека на разнообразные воздействия, и не обязательно экстремальные.

Многие врачи утверждают, что стресс — причина едва ли не всех болезней. Дело в том, что действие стрессовой, конфликтной ситуации происходит в три этапа: начало конфликта, сам конфликт и его развязка, т.е. эффект на итоговое принятое решение. Для судьи важна третья стадия — принятие решения и реакция на него. Если судья уверен в себе, в принятом решении под воздействием давления и дополнительных факторов, тогда всё происходит в пределах нормы и судья справляется со стрессом. Но иногда случается, что опытный судья не смог справиться с конфликтом. В силу многих причин в последней фазе конфликтной ситуации и происходит внутренний стресс. Продолжительность выхода из этого состояния зависит от самого судьи, его внутренних процессов и его умения противодействовать стрессам! Важно не получить накопительный эффект, когда стресс накладывается на стресс! Эффект от этого – истощение нервной системы со всеми вытекающими последствиями. Здесь очень важно понимать, что проблема возникла не с работой, а с вами! Нужно вернуть и как можно быстрее состояние удовлетворения от своих действий и поступков на площадке. Получить чувство уверенности в своих силах, желание работать! И двигаться дальше в своей профессиональной деятельности, осознавая свои сильные стороны, просчёты, ошибки и работая только через позитивную, конструктивную критику своих коллег.

Конфликты и стрессовые ситуации возникают в силу как объективных, так и субъективных причин. К субъективным причинам относятся личностные качества человека, потенциально влияющие на возникновение и развитие конфликта, а также условия жизни, влияющие на формирование этих качеств. Выявление и учёт этих факторов позволяет не только прогнозировать поведение человека в конфликтной ситуации, но и при необходимости, корректировать его.

Дмитриев Фёдор

Судья международной категории

e-mail: fedordmitriev@yandex.ru

©