• Видеоанализ («видеоразведка») встречающихся команд – это залог хорошей предстоящей работы, своеобразное вхождение в судейство предстоящей игры.
  • Беседа перед игрой необходима для того, чтобы выработать единые критерии трактовки, как простых, так и сложных, спорных игровых ситуаций для всей команды судей, включая комиссара игры и секретарского аппарата.
  • Предыгровая беседа – это установление связей между арбитрами не только в лексике (словах), но и в образах (картинках, схемах).
  • Судейская работа – это умственный процесс для быстрого чтения, анализа и оперативного решения многочисленных, постоянно меняющихся игровых ситуаций в «психологической упаковке».
  • Опытные судьи знают, когда и где применить свисток, слово в игре, а где достаточно и жеста. Умение грамотно взаимодействовать с участниками игры уменьшает чрезмерные эмоции. Судьи должны быть не «поджигателями» или разжигателями эмоций, а их «пожарниками». Не должно быть агрессиии диктата на площадке. Нет необходимости нравиться каждому на площадке, но быть открытым, понятным каждому необходимо.
  • Судьи должны понимать, что в течение игры хочет получить тот, кто находится на площадке. Им следует определять систему игры и движение игроков на площадке, чтобы управлять игрой. Правильное, вовремя принятое решение на площадке – это самое важное в судействе. Опытные судьи имеют хорошее чувство игры: быть в нужном месте, в нужное время, принять правильное решение, полезное для игры – это и отличает профессионального судью.
  • Необходимо выбрать перед игрой способы коммуникации с секретарским столом и комиссаром. Это может быть связь жестами и голосом, которая дает уверенность в том, что ваша информация будет понятна и принята за секретарским столом. После демонстрации фола дождитесь обратной реакции секретаря (кивок головы, большой палец вверх, взгляд, поднятая указка о количестве фолов игроку) и сделайте необходимую ротацию.
  • В игре встречаются ситуации, когда судья находится очень близко к игровой ситуации и не всегда верно принимает решение, а иногда просто совершает ошибку. Слишком близко к очагу борьбы, к самой игре означает, что судья выбрал и занял не самую оптимальную позицию. Для сравнения можно привести пример, когда вы находитесь в вагоне метро и во время движения стараетесь прочитать надпись станции, которую проезжаете. Надпись прямо перед глазами и прочесть очень трудно, а если в этот момент вы повернете голову в зал станции, то на другой стороне, через зал вы без труда прочтете название. Выбор места и дистанции для контроля ситуации – одни из ключевых факторов в механике. «Глаза в глаза – лица не увидать!»
  • Необходимо уметь фокусировать, концентрировать внимание на происходящем сейчас и быть способным забывать в течение игры неприятные моменты.
  • При игре в защите игроки часто неправильно используют руки, хотя четко видят перед собой нападающего. Во многих случаях это должно расцениваться как получение незаслуженного преимущества, т.к. защищающий мешает свободному перемещению нападающего, а при постоянном повторе контакта может возникнуть ответная реакция нападающего, более жесткий контакт (отмашка и т.д.). Судья должен видеть такие моменты, предупреждать словами или жестами, а при необходимости наказывать персональным фолом. Важно быть последовательным и постоянным в критериях принятия решения, чтобы все понимали вашу линию судейства игры от началаи до конца, основанную на правилах игры.
  • В каждой игре судьи должны выбрать «коридор» допустимых контактов. Главное не выходить из него, т.к. это может привести к грубой игре. Необходимо сразу определить и показать ваши намерения и критерии. Они должны быть постоянны на протяжении всей игры. При необходимости нужно с первых секунд фиксировать нарушения, чтобы потом не нагнетать обстановку. Иногда встречается, что начинающие судьи дают поиграть, не чувствуя саму ситуацию и игру. Они с нарастающей грубостью сталкиваются позже, когда начнут происходить неспортивные, дисквалифицирующие фолы, ненужные остановки в игре. Необходимо распознать, предчувствовать течение будущей игры и быть готовым к ней.
  • Если судья видит, оценивает ситуацию и при этом сомневается: «считать два очка или нет», «игрок в процессе броска или нет», то должно быть всегда – «считать два очка» или «игрок в процессе броска!» Это конечно риск, но если судья контролировал ситуацию, то в большинстве случаев он будет прав. Квалифицированные судьи всегда рискуют. Риск всегда оправдан.
  • Если при жестком фоле судья сомневается в определении персонального или неспортивного фола – всегда фиксируется ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ФОЛ.
  • При возникновении спорных вопросов в ситуации блокировки и столкновения, был фол или нет, и если контакт был в корпус тела – это всегда ФОЛ В НАПАДЕНИИ.
  • Условия для определения неправильного контакта: изменяется ритм движения, нарушается баланс тела, изменяется направление движения, теряется равновесие, нарушается координация, уменьшается скорость, уменьшается высота прыжка и т.д.
  • В последние минуты игры судье необходимо быть готовым дать сигнал на тайм-аут или замену, запрос на которые не всегда четко видят секретари. Нужно предвидеть эти моменты. Необходимо проговаривать их    в предыгровой беседе, последних тайм-аутах между судьями, а во время тайм-аута также подсказать и обратить внимание секретарей.
  • В концовке игры интерпретация Правил ФИБА рекомендует не использовать принцип «преимущества/нет преимущества» и сразу фиксировать фол.

Дмитриев Фёдор

Судья международной категории

e-mail: fedordmitriev@yandex.ru

©