1.​ Обязанности старшего судьи перед игрой (стол, мяч, оборудование, сигналы).

2.​ Изменения в правилах игры. Интерпретации.

3.​ Спорный мяч. Стрелка поочередного владения. Игровые часы.

4.​ Зоны ответственности (передовая и тыловая зоны площадки для ведомого (Т), центрального (С) и ведущего (L) судьи).

5.​ Ротация (система и визуальная кооперация при фолах и в игре, кто инициирует и когда).

6.​ Игра без мяча (off the ball area).

7.​ Выход мяча в аут и ситуация вбрасывания (визуальный контакт: судья с мячом – судьи; судья с мячом – секретарский стол – комиссар).

8.​ Нарушения 3, 5, 8, 24-секунд.

9.​ Нарушение правила зоны.

10.​ Прессинг (ответственные судьи).

11.​ Игра руками (hand checking).

12.​ Заслоны, задержки без мяча.

13.​ Flopping (картинное падение, имитация) официальная процедура.

14.​ Фолы: технический, неспортивный, дисквалифицирующий (процедура).

15.​ Последний бросок (ответственные судьи, помощь партнеру).

16.​ Помеха попаданию и помеха мячу.

17.​ Двойные, тройные свистки.

18.​ Замена игроков.

19.​ Связь с секретарским столом (визуальная, вербальная).

20.​ Тайм-аут (по ходу игры и последний).

21.​ Попытка 3-х очкового броска.

22.​ Штрафные броски.

23.​ Зона скамейки команд (поведение запасных, тренеров).

24.​ Принцип вертикальности.

25.​ Игра центровых (подбор мяча).

26.​ Последние 2 минуты игры или дополнительного периода.

27.​ Окончание игры. Процедура подписания протокола. Покидание игровой площадки.

28.​ Беседа после игры. Анализ исполнения.

Примечание: выбранные позиции и текст предигровой беседы должны быть подобраны под конкретную игру.

Обязанности старшего судьи перед игрой

Важно понимать, что права у всех судей на площадке одинаковые, только у старшего судьи обязанностей больше. Ему необходимо проверить:

1)​ секретарский стол, оборудование (сигналы 24-секунд и остановки игры);

2)​ определить игровой мяч;

3)​ утвердить (если имеется) аппаратуру для видеоповтора;

4)​ знать в лицо тренеров и их помощников;

5)​ знать номера капитанов команд из протокола игры;

6)​ правильность заполнения протокола;

7)​ проверить сигналы окончания игрового времени и 24-секунд, а также наличие дополнительного сигнала (свистка и т.д.), игровой протокол, подписанный тренерами, стрелку поочередного владения; определить способ показа сложных номеров;

8)​ из неофициальных обязанностей обратить внимание на ненужные вещи на секретарском столе (мобильные телефоны, прессу и т.д.).

Изменения в правилах. Интерпретации

Важно не только проанализировать те или иные изменения в правилах и их интерпретации, а привести примеры игровых ситуаций, в которых они могут быть применены в игре. Если перед игрой вы ознакомите с изменениями в правилах игры тренеров, можете снять вопросы или апелляции внутри игры, т.е. способствовать управлению процессом игры.

При обсуждении изменений и интерпретаций правил, определите линию вашего судейства, чтобы не было расхождений в трактовке игровых ситуаций с первых минут и до финальной сирены. Будьте постоянными в своих решениях. Часто встречается, что в начале игры начинающие судьи фиксируют почти все касания, а в конце игры не дают фолы, так как это будет четвертым или пятым фолом игроков, а они являются лидерами в командах. Это вызывает нервозность у игроков и тренеров, нужно помнить, что игра продолжается сорок минут и постоянство в принятии решения – залог квалифицированного решения. Постоянство в трактовке необходимо также в ситуациях с неспортивными, техническими, дисквалифицирующими фолами.

Спорный мяч. Стрелка поочередного владения. Игровые часы

Старший судья должен быть уверен, что судьи и секретарский стол с комиссаром готовы к началу игры. После спорного мяча старший судья должен удостовериться, что стрелка поочередного владения установлена правильно, а игровые часы и устройство 24-секунд правильно включены. Это четко проговаривается перед игрой.

Зоны ответственности (в передовой и тыловой зонах площадки для ведомого (Т), центрального (С) и ведущего (L) судей)

Зоны ответственности – воображаемые стены, это сделано в помощь судьям для лучшего контроля игры. Нет необходимости помогать и смотреть за игрой в зоне ответственности твоих партнеров без надобности. Но когда необходимо, будьте готовы помочь своему коллеге. Зоны ответственности ваших партнеров – это второстепенные зоны для вас, контролируйте их периферическим зрением. Необходимо знать, где находится мяч, игроки и партнеры, но приоритетом является ваша непосредственная зона ответственности.

Ротация (система и визуальная кооперация при фолах и в игре, кто инициирует и когда)

В основном ротацию инициирует ведущий судья, когда мяч находится на дальнем от него крае площадке и около центрального судьи, возле игроков, но не во время броска или быстрой передаче мяча. Ведущий судья смещается на другой край площадки и этим дает понять, что необходимо сделать ротацию центрального судьи на ведомого судью, а ведомого на центрального. В любом случае контролируйте игру без мяча и возле мяча, не будьте «слугой» механики, если нужно задержаться для контроля ситуации и не занимайте свое новое место – контролируйте игровую ситуацию, свою новую позицию вы всегда успеете занять. В данном случае это касается ведомого и ведущего судьи.

В редких случаях центральный судья может инициировать ротацию, если на его стороне возле него находится нападающий игрок с мячом и защитник. Центральный судья поднимается вверх, делает 1-2 шага и становится ведомым судьей, ведущий переходит на другую сторону к новому ведомому судье, а бывший ведомый опускается в позицию нового центрального.

При любой ротации необходима кооперация между партнерами. Лучше всего это визуальная, но иногда можно употребить неофициальный сигнал – поднятая в сторону передвижения (ротации) рука (чаще применимо для ведущего судьи). Иногда в ротации нет необходимости. Можно применить правило «двух шагов», т.е. сместиться от своей позиции на 1-2 шага в необходимую для игры сторону, чтобы контролировать ситуацию и при этом знать, где находятся партнеры, и вернуться обратно на свое классическое по механике место.

При смене своих позиций, переходе на другую половину площадки, для лучшего контроля игры практикуют визуальную кооперацию с партнерами, то есть «переглянуться», посмотреть друг на друга, кивнуть головой. Судьям следует всегда знать и контролировать 10 игроков на площадке, а также друг друга, создавая воображаемый «треугольник» своей позиции на площадке. При возникшей ситуации, что кто-то из судей не сделал правильную своевременную ротацию и заметил это позже, нет необходимости дополнительно суетиться на площадке. Новому ведомому судье необходимо контролировать и исправить ситуацию – перейти (перебежать) на другую сторону площадки, установив правильное расположение судей.

При фолах, двое судей, которые не давали фола или нарушения, должны контролировать всех игроков, знать, кто будет пробивать из игроков (какой номер), если будут штрафные броски или знать направление следующей атаки. Это важно, особенно если после фола или нарушения будет пауза, замена или минутный перерыв. Необходимо помнить, что многие непредвиденные и конфликтные ситуации возникают во время паузы в игре. Здесь важна командная работа.

Игра без мяча (off the ball) (статья 33)

Игра состоит из ситуаций возле мяча (on the ball) и игры без мяча (off the ball). В процентном отношении это выражается так: 20% возле мяча и 80% игра без мяча. Поэтому контроль игры без мяча – это «ключ» к успешному судейству. Если три судьи смотрят на мяч – это проблема. Вся игра строится на постановках различного рода комбинаций, взаимодействий чтобы вывести одного или нескольких игроков на удобные для атаки кольца позиции. Это всегда происходит через постановку различных заслонов. Надо оценить выставленные локти, колени, бедра, руки, плечи, голени, ступни, захваты, задержки, блокировки, что может привести к персональным фолам. Это происходит чаще без мяча и здесь судьи должны быть готовы фиксировать неправильные действия игроков. Очень важно первое неправильное действие, а не реакция на него. (ACTION, NOT REACTION!).

Пробежка (статья 25)

Чаще пробежки фиксируют ведомый и центральный судьи. Очевидная пробежка – это получение незаслуженного преимущества нападающего перед защитником за счет раннего отрыва опорной ноги, а потом удара мяча о пол. Опытный защитник, определив опорную ногу нападающего, занимает правильную защитную позицию, а отрыв опорной ноги раньше, чем начало ведения не дает защитнику времени сместиться во время игры в защите – происходит блокировка. Поэтому при получении мяча нападающим ближайший судья должен действовать по схеме «мяч – ноги нападающего – ноги защитника». Так можно принять правильное решение, а когда судья смотрит только на мяч, он не контролирует всей ситуации.

Встречаются ситуации, когда судьи фиксируют фолы защитникам, но пропускают, игнорируют пробежки, которые нападающие совершают до фола. При игре один на один и игре центровых игроков под кольцом необходимо четко определить опорную ногу у игрока с мячом, так как часто игроки меняют опорную ногу или делают дополнительный шаг, получая незаслуженное преимущество перед защитником. При начале ведения с места при определении правильности перемещения поможет следующая схема: «левая опорная – проход вправо или правая опорная – проход влево». В 90% случаев происходит нарушение – пробежка. После окончания ведения в движении и после быстрой остановки заметна аритмия в движении игрока – верный признак нарушения в передвижении.

Выход мяча в аут и ситуация вбрасывания. Визуальный контакт:

судья с мячом – судьи; судья с мячом – комиссар – секретарский стол

Встречаются «сложные ауты», где судья, отвечающий за боковую линию или лицевую, закрыт или не видит от кого вышел мяч. Рекомендуется остановить игровые часы соответствующим жестом правил, в этот момент установить связь с партнерами и затем принять решение. Партнеры должны быть готовы к помощи своему коллеге. Помощь должна быть четкой и понятной. Жесты должны быть отчетливо видны всем. Если партнеры сомневаются, то – спорный мяч. Визуальная кооперация (контакт) важна и необходима.

Во всех случаях судья, выполняющий вбрасывание обязан установить визуальную связь со своими партнерами и с секретарским столом, комиссаром, соответствующим жестом и получить ответ от партнеров и секретарского стола о готовности к продолжению игры. Судья, стоящий возле игрока отсчитывает, сколько секунд игрок держит мяч. Из практики опытных судей известно, что лучше дать немного больше, чем 5 секунд на вбрасывание, так как если произошло нарушение, то 5 секунд должны быть очевидны для всех (примерно 5 – 5,5 секунд).

Иногда вбрасывание происходит в передовой зоне возле центральной линии. Совет для начинающих судей – стать между центральной линией и игроком, близко к выбрасывающему игроку, чтобы он не сделал шаг в тыловую зону в ауте и не выбросил мяч в тыловую зону, сделав сразу ошибку. Лишние конфликты, нарушения вам не нужны. Тут есть момент педагогический, обучающий, который грамотные игроки и тренеры поймут и оценят. Во время коротких остановок в игре не поворачивайте голову от игры и игроков.

Нарушения 3, 5, 8, 24-секунд (Статьи 27, 28, 29)

Нарушение 5-секунд (ст. 27). Нарушение 5-секунд может произойти:

– при выполнении штрафного броска;

– при плотной опеке нападающего защитником;

– при выбрасывании мяча из-за ограничительных линий.

Фиксация нарушения правил 5-секунд – легкое нарушение. Когда судья производит наглядный отсчет 5-секунд, это дает игроку возможность его не совершить, так как для всех очевидно для чего судья отсчитывает время. Это так же относится к отсчету 8-секунд.

Нарушение 8-секунд (ст. 28). Команда нападения должна перевести мяч из своей тыловой зоны в передовую в течение 8 секунд, то есть мяч должен коснуться площадки, соперника, судьи, игрока в передовой зоне или игрок с мячом переходит центральную линию, т.е. две ноги и мяч располагаются в передовой зоне. Во всех остальных случаях отсчет 8-секунд продолжается, даже если одна нога дриблера и мяч в передовой зоне или мяч на седьмой секунде находится в воздухе в тыловой зоне или пересек центральную линию, а игрок овладел мячом в передовой зоне на девятой – это нарушение. Отсчет 8-секунд проводит ведомый судья. Центральному судье в этом случае также необходимо контролировать ситуацию, помогать своему партнеру, пока мяч не окажется в передовой зоне.

Отсчет 5 и 8 секунд. Из практики видно, что отсчитывать каждую секунду владения очень тяжело. Поэтому рекомендуется отсчитывать ладонью, выбрасывая ее в сторону площадки, чтобы все видели, кто связан с игрой, что судья отсчитывает время 5 или 8-секунд. Когда на устройстве 24-секунд, при отсчете 8 секунд, время перешло с 16 на 15 секунду и мяч не переведен в передовую зону – это сигнал, что мы находимся в «красной зоне», необходимо быстро принимать решение. Ведомый судья должен периферическим зрением контролировать показания табло 24-х секунд. По правилам игры приоритетом является решение судьи, он принимает окончательное решение. Лучше всего отсчитывать ладонью, а не выбрасывать пальцы на двух руках для отсчета 8-секунд. Когда игрока с мячом плотно опекает защитник и нападающий не предпринимает активных действий, не ведет мяч, необходимо быть готовым к визуальному отсчету 5-секунд и при необходимости, фиксировать нарушение. Жест отсчета ладонью, должен быть с широкой амплитудой, в этом случае он будет виден всем.

Нарушение 24-х секунд (ст. 29). Нарушение правила 24-х секунд по механике фиксирует ведомый или центральный судья. Они находятся на площадке, им должно быть отчетливо видно, сколько времени сыграли, и сколько секунд осталось на устройстве 24-секунд. По возможности, ведомый или центральный судья должны визуально контролировать окончание времени 24-х секундного владения, особенно если нападающей команде предоставлен мяч для вбрасывания из-за боковой линии, судьи должны быть в курсе, сколько осталось времени на владение. Можно продублировать или обратить на оставшееся время внимание секретарского стола и оператора 24-х секунд в частности. Все должны быть готовы к игре.

Иногда встречается, когда двое судей на площадке упустили сигнал на нарушение 24-х секунд или оператор 24-секундного устройства неправильно сбросил время владения. Судья, стоящий за лицевой линией (ведущий), может оказать помощь, если он уверен, что это проявление командной работы. Это правильно для игры. Механика здесь вторична, главное – понимание духа правил игры и самого игрового момента.

Необходим четкий контроль и взаимосвязь с оператором 24-секундного устройства, когда должен начинаться правильный новый отсчет времени командного контроля после броска или вбрасывания мяча из-за пределов площадки или, когда новая команда правильно овладела мячом, после перехвата. Нужно видеть, знать и понимать, когда команда начала контролировать мяч на площадке. При фиксации нарушения правила 24-х секунд судьи должны владеть двумя видами информации:

1)​ слышать сигнал оператора 24-х секунд;

2)​ видеть местоположение мяча в момент сигнала.

Нарушение «Правила зоны» (статья 30)

За нарушение «Правила зоны» отвечает центральный и (или) ведомый судья, самое главное при определении нарушения – видеть и оценивать:

– кто контролирует мяч;

– кто последний коснулся мяча в передовой зоне;

– кто первым коснулся мяча в тыловой зоне.

Помните, что ширина центральной линии входит в тыловую зону!

Прессинг

Часто команды используют при игре в защите различного рода прессинги, как варианты командной защиты. При полном контроле над игрой будьте постоянно готовы к быстрой смене направлений движений, большого количества контактов, ошибок игроков. Здесь необходима высокая концентрация двух судей – ведомого и центрального, а ведущий должен быть готов оказать помощь партнерам и не уходить далеко от игры за лицевую линию, на свое классическое по механике место, если прессинг происходит в передовой зоне защищающейся команды.

Ведомый судья контролирует игру немного позади последнего игрока в тыловой зоне, а также отсчитывает 8 секунд на владение мяча. Центральный судья задерживает свою позицию около центральной линии, готовый в любое время придти на помощь своему партнеру. Иногда встречается, что и ведущий судья, если игроки не расположились в трехсекундной зоне нападения, остается около продолжения линии штрафного броска для полного контроля всей игры тремя судьями. Затем при переходе игры в передовую зону все позиции и месторасположения судей приходят в классические (стандартные).

Игра руками (статья 33.11)

Одним из основных критериев хорошей работы судей является определение неправильной игры руками. На это необходимо обращать внимание с самого начала игры. Следует определить критерии, позиции и условия употребления рук игроками. Игрок не имеет права касаться руками (одной или двумя), когда это создает помеху свободному передвижению сопернику и может привести к грубой игре или ответным действиям.

Часто судьи фиксируют реакцию игроков на направленное употребление рук, т.е. защитник касается, придерживает нападающего игрока руками, не дает ему свободно перемещаться, а нападающий в ответ на это отбивает руки защитника. В большинстве случаев судьи фиксируют второе действие, а не первое, так как оно более очевидное, этим внося в игру дисбаланс в определении контактов и нервозность. Во всех игровых ситуациях игры правила допускают контакты игроков руками, если они не дают оппоненту преимущества. Необходимо выбирать правильную позицию на площадке для контроля игры и быть готовым с первых минут пресекать неправильную игру руками, быть постоянным в своих решениях от начала и до конца игры, работать в «коридоре допустимых контактов» и не выходить из него.

Заслоны, задержки без мяча (статья 33)

Анализируя игровые ситуации и проблемные моменты в игре, можно сделать вывод, что большинство неправильных действий, принятых решений или пропущенных фолов происходит в игровых моментах игры без мяча, так как взгляд судьи часто интуитивно ищет мяч, следует за мячом. «Если вы все время смотрите на мяч, то в игровом зале на одного зрителя стало больше» – сказал один из ведущих судей.

Контроль игры – есть контроль игры без мяча. Цель каждой команды вывести игрока на подготовленную позицию для атаки кольца, а для этого необходимо провести игровые взаимодействия (заслоны, перемещения, подстраховки и т.д.), которые, в большинстве случаев, происходят без мяча. Эти игровые действия происходят часто с неправильным использованием рук, задержками, толчками, выставленными коленями, бедрами, плечами, локтями и т.д. Нужно быть всегда готовым к четкому определению, что разрешено в рамках правил игры, а что нет.

Четкое определение неправильной игры без мяча показывает мастерство судьи, его класс, в какой-то мере смелость в принятии решения и дает возможность в завоевании авторитета. Это очень важно, особенно для начинающих судей. Необходимо помнить, если игрок без мяча, фактор времени и расстояния учитываются, т.е. защитник должен дать время и расстояние нападающему без мяча, пропорционально скорости, для остановки и смены направления движения. Если игрок с мячом, фактор времени и расстояния не должны учитываться, т.е. нападающий должен остановиться с мячом или изменить направление движения, а защитник должен стоять или смещаться в сторону, но не вперед. Судья должен чувствовать каждый шаг, каждое последующее движение игроков, предчувствовать игру.

Заслоны. Заслон – один из важных элементов игры, он очень часто встречается особенно в нападении и довольно неоднозначно оценивается судьями. Время и пространство, которые меняются при различных условиях игры – важнейшие факторы, необходимые для принятия во внимание каждой ситуации постановки заслона. Главным положением, которым должны руководствоваться судьи, является неподвижность игрока, ставящего заслон. Если игрок, ставящий заслон передвигается в момент, когда происходит контакт, он считается виновным в неправильной постановке заслона (блокировке).

При принятии решения судья не должен учитывать, случайным ли было действие или заранее спланированным. Главное – правильно ли был поставлен заслон. Судье следует помнить, что ставя заслон неподвижному сопернику, игрок может занять положение перед ним или сбоку от него так близко, как желает, если это происходит в поле зрения соперника. Если заслон ставится вне поля зрения соперника, сзади или сбоку игроку, которому ставят заслон, необходимо оставить пространство, по крайне мере, один-два шага для того, чтобы он мог избежать столкновения.

Неправильное использование широко расставленных рук, локтей, ног, коленей должно быть наказано. Особое внимание необходимо уделять широко расставленным рукам и локтям во время, когда игроки активно взаимодействуют в нападении. Заслон ставится так, чтобы оппонент мог избежать контакта. Игрок, ставящий заслон, должен быть неподвижным, статичным в то время, когда происходит контакт.

Иногда действия игроков, ставящих неправильные заслоны, происходят без внимания судей, так как они обычно бывают на площадке в зоне «вдали от мяча», а судьи в это время концентрируются на игре «около мяча» и, тем самым, допускают ошибку. Неправильный заслон, поставленный в неконтролируемой зоне, обычно бывает началом комбинации, и получение незаслуженного преимущества здесь недопустимо.

Flopping (картинное падение, имитация). Официальная процедура

Уже не первый год игроки пытаются «выпрашивать» у судей «дешевые» фолы, имитируя и картинно падая на игровую площадку при маленьком контакте, а зачастую вообще без него. Профессионализм судьи заключается в четком распознании и строгом пресечении этого. Позволив пойти «на поводу» у игроков мы теряем управление игрой и ломаем постоянство в судействе. Этого допускать нельзя. Есть несколько способов определений «картинного падения», его фиксации и выхода из этих ситуаций. Это необходимо проговорить перед игрой.

Если контакт был не столь очевиден, но судья видел намерения защитника и ситуация не требовала оперативного вмешательства, нужно при первой паузе в игре в нормальной, дружелюбной короткой беседе, объяснить игроку о его неправильных действиях и к чему они приведут при следующем повторении. Это неофициальное предупреждение должно быть коротким. Главное, чтобы игрок мог понять вас сразу. Дискуссий здесь быть не должно. Игру затягивать нельзя.

При очевидном картинном падении, имитации должен быть технический фол. В других случаях процедура может быть следующая, если не дали фол блокировки за картинное, воображаемое падения в этот момент. При первой паузе в игре ближайший к игроку судья предупреждает игрока за картинное падение и последующий технический фол за это в следующий раз соответствующими жестами. Ближайший к старшему тренеру команды судья предупреждает старшего тренера. Все должно быть сделано оперативно. Эти действия показывают вашу командную работу, ваш контроль и управление игрой.

Технически для определения «картинного падения» необходимо посмотреть на защитника, следить за его ногами. Если он стоит на пятках или перекатывается с носков на пятки, а также в момент контакта разгибает колени – это одна из причин, почему игрок будет падать при незначительном контакте, т.к. он теряет баланс своего тела, равновесие. В защите так не играют. Также оцените скорость падения игрока и усилие контакта с ним.

Технический, дисквалифицирующий, неспортивные фолы (статьи 36, 37, 38)

Это довольно жесткие наказания. Если игровая ситуация требует их принятия – они должны быть немедленно применены. Для судей первично управление и контроль над игрой. И если необходимо для чистоты и порядка в игре, все меры должны быть приняты. Все провокации и грубость должны быть наказаны. Однако случаются ситуации, когда судьи оставляют без контроля мелкие контакты, нарушения, которые приводят к грубым нарушениям, а потом имеют большие проблемы с определением нарушителя.

Редко перед игрой кто-то из игроков, тренеров или сопровождающих команду людей хотят получить строгое наказание. Практически такие случаи единичны. Значит, судьи допустили или выбрали не совсем правильные критерии для оценки ситуаций, были не постоянны и последовательны в своих решениях, были не готовы психологически и физически к игре, не работали как одна команда, вышли из коридора допустимых контактов и упустили ход игры, управление игрой.

Технические, дисквалифицирующие, неспортивные фолы необходимо предвидеть. Их не надо бояться, но стараться предчувствовать необходимо. Пожар лучше предупредить, чем тушить! В конфликтной ситуации никто не должен видеть ваше беспокойство, даже коллеги и комиссар. Четко определите виновника или виновников, характер фола и само наказание. В сложной ситуации необходимо, чтобы хотя бы один из судей продолжал все время контролировать игроков на площадке и зоны скамейки команд. Все решения должны быть приняты без лишних эмоций. Здесь важен опыт, внутреннее спокойствие, авторитет. Любая помощь партнеров должна быть принята, а решение определено по схеме:

– конфликтная ситуация фиксация;

– остановка игры определение фола;

– кто контролирует мяч;

– характер фола определение виновника или виновников;

– наказание продолжение игры.

Процедуры должны происходить как можно быстрее. Паузы необходимо сократить, но и спешки не должно быть.

Последний бросок (ответственные судьи)

Мы рассматриваем последний бросок в каждом периоде или дополнительном периоде. В данной ситуации на месте броска должны быть четыре глаза судей, ближнего к событию и его партнера, в зависимости от места игровой ситуации, для того, чтобы определить:

а) статус броска;

б) положение мяча в момент сигнала об окончании периода;

в) корректность игры защитника или игрока, выполняющего бросок.

В этом случае третий судья должен составить свое мнение для возможной последующей консультации с судьями.

В сложных ситуациях «последнего броска» старший судья должен консультироваться с партнерами, комиссаром, секундометристом, после чего принять решение. Если старший судья перед игрой утвердил аппаратуру видеоповтора для просмотра, он может также воспользоваться ею для принятия решения по последнему броску, но только по ситуациям, описанным в правилах игры.

Помеха попаданию и помеха мячу (статья 31)

Необходимо увидеть и определить, что или кто является помехой попаданию или помехе мячу. Ведомый и центральный судьи ответственны за определение этих нарушений. Во время броска сделайте 1-2 шага в сторону корзины, а не уходите или поворачивайте голову в сторону предполагаемой следующей атаки. При быстром прорыве, когда ведомый судья далеко, центральный судья может принять решение по помехе попаданию и помехе мячу. Иногда ведущий также может помочь при принятии решения, т.к. он не всегда занимает место на лицевой линии при быстром прорыве, т.к. нет еще игроков в его непосредственной зоне ответственности.

Двойные, тройные свистки

Игровые ситуации не исключают двойные или тройные свистки. В этих случаях есть два момента. Первый – судьи зафиксировали фол или нарушение, которое действительно произошло, это положительный момент. С другой стороны, судья или двое судей, которые давали свисток не в своей зоне ответственности оставляли свою непосредственную зону без первостепенного внимания. Это может происходить в критических ситуациях, когда действительно вашему партнеру требуется помощь. Если судья, отвечающий за свою зону, принял решение и дал свисток, дублирование или помощь в этих ситуациях ему не нужна. В этих ситуациях необходимо обратить внимание:

– на установлении визуального контакта с партнером;

– сделать паузу, оценить ситуацию и если вы принимаете финальное решение, начинать перемещаться к секретарскому столу для передачи информации.

Двойные, тройные свистки случаются и в «приграничных» зонах ответственности. Решение по наказанию должен принимать ближайший к месту нарушения судья, к кому идет атака – это будет этично и понятно всем. Если судья очевидно неправ в своем решении, коллеги должны подойти и посоветовать, высказать свое мнение, но если первое решение будет меняться, оно должно исходить только от ближайшего судьи. Все должно быть выполнено как можно быстрее.

Двойных и тройных свистков необходимо избегать, доверяйте своим партнерам. Но если такие ситуации произошли, проанализируйте их после игры, а в предигровой беседе оговаривайте зоны ответственности и взаимопомощи.

Замены игроков (статья 19)

Процедуру замены игроков производит ближайший к секретарскому столу судья, используя для этого визуальную связь со столом и соответствующие официальные жесты правил игр. Судья должен быть уверен, что запасной вышел на игровую площадку и стал игроком, а игрок покинул площадку и стал запасным. Процедуру замены нельзя затягивать, но и начать игру без четкой уверенности, что необходимые действия были произведены также нельзя. Встречается, что игра начинается с шестью или четырьмя игроками на площадке. Если вы выполнили все необходимые процедуры для замены, а главное – контролировали эти процедуры, то вы избежите и конфликты.

Связь с секретарским столом

На площадке во время игры находятся три команды – две команды игроков и одна команда судей. В нее входят судьи на площадке, комиссар и секретарский аппарат. Без слаженной работы всей команды судей не будет хорошего результата игры. Для этого необходима постоянная взаимосвязь между судьями, комиссаром, секретарями. Эта связь может быть вербальной и визуальной, чаще всего визуальная по средствам сигналов и жестов. Четкие жесты и сигналы – это язык общения и, чтобы вас могли понять, их необходимо тренировать, совершенствовать, доводить до автоматизма. Основа всех жестов – это официальные жесты правил игры, которые не требуют интерпретации. Они должны быть доступны и понятны. Их необходимо постоянно повторять и знать. Жесты должны быть выполнены с достаточной амплитудой и не очень быстро. Перед игрой необходимо оговорить с секретарем показ «больших» номеров игроков. Следует помнить, что наружной стороной ладони показывают десятки, а внутренней – единицы.

Тайм-аут

Тайм-аут – это время для анализа, планирования дальнейших действий, контроля зоны скамейки команд судьями и для отдыха. В тот момент, когда судьи собрались вместе во время минутного перерыва, им следует определить, кто будет владеть мячом и место для вбрасывания сразу после тайм-аута или кто будет выполнять штрафные броски и сколько. Выше мы говорили о базовых знаниях судьями баскетбола, т.е. чтобы судьи имели представление об основах игры, технике, тактике и ее стратегии.

Тайм-аут – это время, особенно в конце игры, в котором обсуждаются, прогнозируются тактические и стратегические задачи и цели команд, как они будут играть, какие виды нападения и защиты будут использовать. Если это происходит в конце игры, то, как будут применяться тактические, быстрые фолы. Ваш прогноз – дополнительная осознанная концентрация. В тайм-ауте все обсуждения должны строиться только в позитивном направлении. Вся критика и анализ должны быть после игры. Важно здесь и сейчас принять правильные решения. Помните, что в конце игры у судей нет права на ошибку. А позитивный разговор только сконцентрирует команду судей на командную работу и успех в конце игры.

Место проведения тайм-аута для судей должно быть на игровой площадке, на противоположной стороне от судейского стола и зоны скамеек команд. Они обязаны контролировать зоны скамеек команд, а старший судья также должен быть готов реагировать на сигнал секретарского стола или обращения внимания комиссара по любым вопросам игры (игровое время, устройство 24-секунд, количество командных фолов, оставшиеся минутные перерывы и т.д.). Визуальная связь должна быть постоянной.

Если тайм-аут взят в самом конце игры, примерно перед последней атакой при равной игре, нервной и накаленной обстановкой в зале, необходимо во время перерыва старшему судье определить позиции судей на площадке, т.е. кто будет встречать атаку, кто выбрасывает мяч, определить свои действия при тактических фолах и т.д. Если в команде судей есть менее опытные коллеги, то старший судья берет на себя инициативу. Для игры важно правильные и своевременные решения. Опыт и авторитет приходит в таких играх. За 10 секунд до окончания перерыва двое ближайших к скамейкам команд судей приглашают команды на площадку и после уверенности, что все готовы к игре продолжают ее.

Попытка 3-х очкового броска

Чаще попытки 3-х очкового броска по механике контролируют двое судей находящиеся на площадке – это центральный и ведомый судьи. В зависимости, с какой стороны площадки происходит бросок, один определяет (если ближний к бросающему игроку) цену броска (2-х или 3-х очковый), контакты между нападающим и защитником. Иногда нападающий игрок провоцирует судей на фол, видя, что мяч летит мимо кольца, расставляет широко ноги и провоцирует защитника на контакт (делает «разножку»). Контролируйте и если необходимо, фиксируйте фол блокировки бросающему игроку. Это фол команды, которая не контролирует мяч, т.е. не является фолом в нападении.

Другой судья с противоположной стороны определяет взятие корзины и нарушения, связанные с броском. Здесь необходима четкая взаимосвязь между судьями. Самое главное, что каждому судье нужно быть готовым помочь партнеру, даже ведущий судья, который стоит за лицевой линией, если его коллега полностью закрыт игроками, а попытка дальнего броска выполняется из угла площадки. Своевременная помощь всегда необходима и всегда приветствуется, т.к. нужно принять правильное решение.

Попытка 3-х очкового броска показывается поднятой рукой вверх с выставленными тремя пальцами. Поднятая рука должна быть ближайшая к секретарскому столу для более четкого контроля ситуации секретарем и комиссаром. При показе попытки дальней от стола рукой, секретарь, и комиссар могут не увидеть, т.к. поднятая рука может быть закрыта корпусом тела судьи, головой, находиться в одну линию. При удачном 3-х очковом попадании, судьи не должны поворачиваться лицом к секретарскому столу, необходимо продолжить контролировать игру и быть в визуальном контакте со своими партнерами. В некоторых ситуациях контратаки новый ведущий судья обязан определить статус 3-х или 2-х очкового броска, т.к. он находится ближе к игровому моменту.

Штрафные броски

При выполнении штрафных бросков необходимо быть уверенным, что броски выполняет игрок, на котором произошел фол. Для этого нужна отлаженная работа всей команды судей. При входе в ограниченную зону для передачи мяча игроку выполняющему штрафные бросок или броски, ведущий судья должен посмотреть на секретарский стол, т.к. еще имеется возможность для замены или тайм-аута для обеих команд. Если таких просьб нет, комиссар или секретарь показал, что все под контролем, показать установленным жестом количество штрафных бросков, которое будет пробиваться и передать мяч отскоком от пола игроку, выполняющему броски.

При последнем или единственным штрафном броске ведущий судьяконтролирует ранний выход игроков с мест для борьбы за подбор раньше, чем мяч сойдет с руки бросающего игрока на дальней от него стороне площадки.Центральный судья отвечает за линию штрафного броска, за попадание мяча и за контроль раннего выхода игроков с мест для борьбы за подбор с дальней от него стороны, раньше, чем мяч сойдет с руки бросающего игрока. Ведомый судьяконтролирует игроков за линей 3-х очкового броска, чтобы они не вошли в 2-х очковую зону раньше, чем мяч коснётся кольца, а также помогает центральному судье при попадании мяча и борьбе за подбор при промахе.

Зоны скамейки команд (поведение запасных, тренеров, сопровождающих лиц)

Одно из мало контролируемых мест на площадке – это зоны скамейки команд. Судьи часто забывают об этом, сконцентрировав свое внимание непосредственно на игровую площадку, секретарский стол, табло. Много проблемных ситуаций в игре происходит возле скамейки команд – неправильная замена, лишние люди на скамейке запасных, неспортивное поведение, постоянно стоящие игроки и сопровождающие люди, разлитая вода, покидание зоны скамейки без разрешения, поздно запрошенный минутный перерыв. Все это контролируйте с самого начала игры. Запасные игроки, тренеры и сопровождающие команду лица, независимо, кто они по должности и званию, должны чувствовать и знать, что они находятся все время под контролем и обязаны соблюдать правила игры.

При минутных перерывах судьи должны располагаться таким образом, чтобы наблюдать за скамейками запасных. Игроки не могут выходить на игровую площадку раньше окончания минутного перерыва, а также задерживать игру более поздним выходом. Судьям необходимо использовать соответствующие жесты, а также они должны быть уверены, что все находится под их контролем. Тренер, старший тренер, сопровождающие лица команды имеют право выйти на игровую площадку только после разрешения судьи. Запасные игроки не имеют право стоять или разминаться в течение игры. Об этом необходимо напомнить тренеру перед игрой или в течение игры.

Иногда тренеры выходят из зоны скамейки команды, чтобы сделать замечание своему игроку или апеллировать к секретарскому столу или комиссару по поводу решений судей. Этого нельзя оставлять без внимания, но и начинать нагнетать обстановку моментально не стоит. После небольшой паузы необходимо обратить внимание тренера, сделать корректное замечание. Резко и сразу вступать в конфликт нет смысла. Вам еще судить целую игру. Но ваше слово или фраза должны быть последними. После вашего замечания диалог должен быть закончен. Этим вы показываете, что тема для обсуждения закончена.

Принцип вертикальности (статья 33)

При судействе контактов игроков особенно возле кольца, под кольцом действует принцип вертикальности. Помните, что контактов избежать нельзя, но те, которые дают незаслуженно преимущество необходимо фиксировать.

Во время игры каждый игрок имеет право занимать любую позицию на игровой площадке, еще не занятую соперником в пределах своего цилиндра. Необходимо помнить, что защищающийся игрок не должен быть наказан за вертикальный прыжок и за поднятые вверх руки над собой в пределах своего цилиндра, а нападающий не должен вызывать контакт с защитником, который занимает правильное положение с помощью рук, отталкивая игрока или выставляемых широко ног или рук в процессе броска. При судействе принципа вертикальности нет необходимости фиксировать первый контакт сразу, если он не повлиял на игру и не дал незаслуженного преимущества, продолжите игру без свистка. Чувствуйте игру и выбирайте, что правильно для игры, а что нет.

Игра центровых (подбор мяча) (статья 33)

Часто центровые игроки, поднимая вверх руки, показывают, что никакого контакта между ними нет. Необходимо смотреть на весь процесс борьбы за место между центровыми игроками, т.е. за верх и низ. Поднятые вверх руки – это не значит, что он по правилам играет ногами. Часто защитник располагает одну ногу между ног нападающего и мешает свободно перемещаться. Это нужно фиксировать, и если контакт очевиден, принимать решение. Оптимальная позиция судей на площадке в данном случае – это ключ к правильному и объективному решению.

В основном за игру центровых игроков отвечают ведущий и центральный судьи. Игра центровых происходит часто в ограниченной зоне и здесь важно быть готовым к быстрой смене ситуаций. Во-первых, борьба за получение мяча, т.е. игра без мяча, во-вторых, при получении мяча – в какую сторону нападающий (центровой) с мячом будет развивать атаку, и как будет осуществляться борьба за подбор мяча.

Очень важна четкая и слаженная работа всей команды судей, но особенно центрального судьи. Он – ключ в этой игровой ситуации. Перед ним происходит игра без мяча. Хорошо выбранная позиция центрального судьи дает возможность оценить допустимые контакты, просматривать пространство между игроками, борьбу за место и получение мяча. Если пространства нет, значит, происходит контакт и судьи обязаны оценить степень влияния этих контактов на игру. Для ведущего и ведомого этот обзор может быть затруднен, но они должны быть также готовы к принятию правильного решения.

При борьбе за подбор мяча происходит та же ситуация. Здесь важно не оставить одного ведущего судью для принятия всех решений, не устраняться от борьбы под кольцом, как часто происходит, что во время броска ведомый и центральный судьи уже находятся около центральной линии и ждут, встречают атаку в противоположном направлении. Ведущему судье нужна ваша помощь под кольцом. Необходимо при броске сделать 1-2 шага в сторону кольца, чтобы сузить «треугольник» контроля между судьями и охватить всех, особенно под кольцом и принять единственно правильное решение. Зафиксировать первое неправильное действие игроков, а не реакцию оппонентов на действие. (Action, not reaction).

Последние две минуты игры. Дополнительные периоды

Последние минуты игры часто являются ключевыми и решающими. Право на ошибку не имеет никто из судей. Можно отсудить 39 минут и 55 секунд отлично, а на последних секундах принять неправильное решение, которое перечеркнет всю вашу работу. Нельзя забывать о возможных провокациях со стороны игроков, тренеров и сопровождающих лиц, а также:

-о неспортивных фолах, при не вброшенном мяче;

-о тактических и быстрых фолах;

-о количестве командных фолов;

-об оставшихся тайм-аутах;

-о визуальной связи с комиссаром и секретарским столом;

-о контроле устройства 24-секунд и игрового времени;

-о дополнительном сигнале или действиях комиссара или оператора времени в случае несрабатывания сирены,

-о направлении стрелки поочередного владения;

-о службе безопасности и где она находится;

-о выходе из игрового зала после игры.

Все это необходимо контролировать в конце игры. В дополнительном периоде команды атакуют в те же корзины, и командные фолы остаются, как и в четвертом периоде, команды имеют только по одному минутному перерыву. Ситуация с неспортивным фолом во время вбрасывания в последние две минуты игры. Здесь можно превентивно избежать жесткого наказания, предупредив команду защищающих игроков через капитана.

Окончание игры. Подписание протокола. Покидание игровой площадки

Важно помнить, что для судей окончание игры происходит после процедуры подписания официального протокола. Последним подпись ставит старший судья, который обязан проверить правильность счета, его ход и ведение. Проверить также правильность заполнения протокола (минутные перерывы, командные фолы, имя победителя и счет, отсутствие ошибок и др.) и утвердить результат игры своей подписью.

Бывает ситуации, когда в сложной игре после сигнала окончания игрового времени возле секретарского стола появляются тренеры, руководители команд. Нет необходимости подходить к ним. Рекомендуется покинуть игровую площадку, проверить и утвердить счет игры в протоколе в судейской комнате. Важно помнить, что выходить перед игрой, так же как и покидать игровую площадку необходимо вместе с остальными судьями. Вы одна команда от начала и до конца. Это связано и с безопасностью судей, об этом забывать нельзя.

Беседа после игры. Анализ исполнения

В судейской комнате после игры необходимо восстановиться. Все беседы и разговоры об игре должны быть только в позитивном ключе. Негатив нужно отбросить. Сложные игровые ситуации проанализировать без видео нельзя, поэтому сделайте общий разбор игры. Детальный анализ происходит только после работы с видеозаписью.

Дмитриев Фёдор

Судья международной категории

e-mail: fedordmitriev@yandex.ru