Довольно часто в жизни приходится сталкиваться с проблемой некомпетентности или недостаточной компетентности людей в своей профессиональной деятельности. Часто такие проблемы возникают с врачами, преподавателями, водителями, представителями сферы обслуживания и т.д. К сожалению, и в спорте, а точнее, и в баскетболе, нередко встречается непрофессиональное отношение к своей работе.

Если вопрос рассматривается на профессиональном уровне, так и серьезность спроса за выполнение работы должна быть соответствующей. Тут и возникает вопрос: «А что такое профессиональное отношение и, когда человек становится профессионалом?». В судействе существует негласное правило, что как только судья получает оплату за игру, в независимости от её размеров, он становится профессионалом. С этим можно согласиться. В противном случае – не выходите на площадку со свистком!

Размышляя о миссии судьи, приходишь к выводу, что большинство молодых, и даже немало зрелых судей четко не осознают, что они должны делать, что от них ждут, почему им не доверяют? Если вспомнить встречи с тренерами, специалистами по баскетболу и игроками, то приходишь к выводу, что роль судьи очень высока и значима в игре, а также за пределами игровой площадки. Судье даются большие права, полномочия и обязанности во время игры, но многие пользуются только правами и полномочиями, забывая об обязанностях

Судья должен осознать, что он оценивает не только работу тренера и игроков в ходе игры, но и работу детских спортивных школ, клубов, команд, региональных федераций баскетбола и т.д. Каждое решение судьи имеет цену. За пределами площадки судья также связан с баскетболом. Он обязан участвовать в тренировочных играх, тренерских семинарах, бывать в спортивных лагерях. В таком случае всегда найдется время и место для обмена опытом, передачи знаний. Таким образом, зарождается сама игра под названием БАСКЕТБОЛ.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что выбирая профессию баскетбольного судьи или спортивного судьи, необходимо задать себе вопрос: «А сможешь ли ты грамотно, справедливо, без лишних эмоций оценить работу всех, кто связан с игрой?». Многие, конечно, соглашаются, дают утвердительный ответ, не понимая до конца сути поставленного перед собой вопроса. Все приходит с опытом. С этим нельзя не согласиться. Но самое главное, чтобы люди, которые от тебя ждут справедливости и объективности на площадке не пострадали от неправильного действия того или иного судьи.

Команды и тренеры не должны страдать от ваших неправильно принятых решений. Многие из этих проблем, касающихся неквалифицированного судейства, возникают не всегда по вине молодых или начинающих судей, а от поступков их наставников, учителей. Некоторые из них просто проталкивают своих недостаточно подготовленных, не до конца обученных учеников на более сильные игры, в высшие лиги, минуя детские и молодежные соревнования, тем самым создавая только вред, в первую очередь, молодому судье и самой игре.

С чем это связано? Есть простые принципы в педагогике: принципы наглядности, систематичности, последовательности, доступности, которые необходимо соблюдать как в школе, так и в спортивном зале в работе со спортсменами и спортивными судьями. Не может молодой игрок 15 лет квалифицированно, без ущерба своему здоровью играть за три возрастные категории. Теоретически может, но что с ним будет через пару лет? Его психологически сломают, физически перегрузят, эмоционально истощат. В итоге к 20-ти годам он предстанет травмированным и незаметным игроком.

Тренеры форсируют подготовку спортсменов и портят карьеру юному спортсмену ради моментального результата, не думая о его будущем как игрока. Один из тренеров по спортивной гимнастике рассказал случай с молодым спортсменом, который попал в сборную как перспективный спортсмен. Из-за того, что первые номера команды были травмированы, он даже попал в основной состав и поехал на чемпионат Европы, где выиграл первое место. Вроде бы успех, всё хорошо, но это была его первая и последняя награда. Череда травм после чемпионата Европы заставили молодого перспективного спортсмена закончить занятия спортом.

Что произошло? Обычное форсирование подготовки. Тренерам нужен был результат. Спортсмена психологически подготовили, внушили, подняли его психологический эмоциональный фон, мотивировали на выступление и подвели к искусственному пику спортивной формы, хорошему выступлению, но главная ошибка была в том, что молодой организм не был готов к таким повышенным нагрузкам. Его зажали в узкие соревновательные «рамки», ввели в состояние перевозбуждения, что было шоком для юного организма, и таким образом вышли на пик формы. Позже, когда у спортсмена все вернулось в более привычное для него состояние, тренеры не уменьшили свои требования и физическую нагрузку.

В связи с данным форсированием подготовки начались травмы, так как спортсмен был не готов к таким нагрузкам, что привело к завершению спортивной карьеры. Кто виноват? В погоне за результатом мы забываем о качестве, мастерстве, последовательности в системе подготовки! Всем хочется всего и сразу! Но так бывает не всегда! Также и в судействе. Нельзя форсировать подготовку начинающего арбитра – это только навредит ему самому. Начинающему судье необходимо, в первую очередь, подсказать и направить его на верный путь, вводить в курс профессии.

Часто молодых арбитров назначают судить с более опытными коллегами. После завершения работы, в результате анализа прошедшей игры, старший арбитр даёт положительную характеристику действиям молодого судьи. Но это не молодой судья справился, а авторитетные коллеги не дали тренерам и игрокам «сесть на голову» себе и молодому арбитру, так как игра находилась полностью в руках более опытных партнёров. Не всегда опытные судьи думают о начинающих коллегах. Им важно хорошо провести игру, оставляя без внимания волнение и незнание многих тонкостей работы молодого судьи. По причине этого молодой арбитр остаётся с множеством внутренних стрессов и переживаний наедине с собой, так как присутствует недостаток грамотной и квалифицированной помощи.

Опытный судья – авторитетный, психически устойчивый, уважаемый человек, а молодой арбитр не имеет ничего кроме желания. Молодому арбитру приходится испытать на себе множество стрессовых ситуаций в игре, до и после нее. Чаще всего молодому судье не с кем поделиться своими переживаниями, так как есть вероятность, что сие откровение будет сочтено за проявление страха и это послужит негативным влиянием на дальнейшее развитие судейской карьеры. А если начинающий судья еще не готов к такого уровня играм, то есть большая вероятность, что его психически сломают по ходу игры.

Необходимо пройти все этапы подготовки и совершенствования своего мастерства, начиная с детских игр, минибаскетбола, судейства множества товарищеских и тренировочных игр любителей. Очень важно с первых игр прочувствовать значимость всех принятых вами решений, распознать из множества ошибок и нарушений в каждой игре основное, что влияет на игру, а что нет, прочувствовать и проанализировать, что такое пробежка, как происходит отрыв осевой ноги, пронос мяча, двойное ведение, нарушение выхода мяча в аут, где судья должен стоять, куда он должен двигаться, перемещаться и куда смотреть в первую очередь.

Важно понимать, в каком психическом состоянии находятся игроки и их тренеры. Иногда бывает, что судье необходимо не фиксировать нарушения, а просто научить ребят правильно выбросить мяч, так как в некоторых спортивных залах из-за маленьких размеров, ограниченные линии площадки проходят  вдоль стены. В таких моментах необходимо не безжалостно фиксировать нарушения, а грамотно помочь, объяснить, подсказать, как нужно играть по правилам. Это всегда поймут и оценят тренеры, специалисты, родители, игроки, комиссары и ваши коллеги.

В судействе детских игр у судьи должен выработаться определенный стереотип. Он четко и без сомнения должен фиксировать и определять простые нарушения и действия игроков своими сигналами и жестами. У судьи, как у компьютера должен быть сформирован блок памяти, где накопленный опыт и постоянная практика, создавали бы широкий диапазон действий для выбора правильного решения. Таким образом, у начинающего судьи формируется опыт, психологическая устойчивость к внешним воздействиям, закладывается авторитет. Все это формирует личность судьи. Количество качественно проведенных игр, анализ своей работы переходит в квалифицированное судейство.

Ваши финальные игры никуда от Вас не уйдут! Самое главное поставить стратегическую цель на достижение максимального результата, и систематически двигаться к ней. Пробиться, форсируя подготовку в элиту судей теоретически возможно, но вероятность падения у вас в этом случае высока, а упасть можно глубоко и надолго. Постепенность и систематичность приведет вас к уверенности в исполнении вашей работы и признанию вас коллегами как опытного арбитра. Уважай себя. Уважай других. Будь в ответе за свои поступки. Соблюдая эти простые правила жизни, можно добиться желаемого результата.