Представительство разных регионов страны в нашем судейском корпусе уже не первый год является неравномерным. Это происходит в силу объективных и субъективных причин. Большинство судей представляют Москву и Санкт-Петербург. Такое положение вещей, скорее всего, объясняется отсутствием единой целевой программы развития судейства в целом по стране. В действительности на бумаге, по документам она присутствует, а на деле не работает. Это происходит из-за разного понимания и отношения к проблеме, отсутствия чёткого руководства, структуры и исполнения продекларированных позиций и положений. Похожие программы представлены и воплощены в действии в федерациях других стран (Испании, Италии, Франции и др.), чьи представители представляют элиту европейского и мирового судейства в баскетболе. Несомненно, в каждой федерации сложились свои традиции, специфика, своеобразность. Вместе с тем, безусловной основой является методическая база и обеспечение, квалифицированные преподавательские кадры, которые представляют методику и структуру преподавания, и, наконец, упорядоченную систему соревнований, а в ней судейскую (соревновательную) практику с осуществлением полного контроля. В начале каждого стратегического действия, необходимо объективно представлять настоящую ситуацию, и обозначить приоритеты для достижения цели в подготовке баскетбольных судей уже в ближайшее время. Сначала необходимо поменять сегодняшнее представление и отношение к проблеме спортивного судейства. Выделим: «Социальную», «Обучающую» и «Контролирующую /управленческую» составляющие в этой многогранной проблеме. «Социальная» составляющая: исторически сложилось, что спортивное судейство зародилось и развивалось на общественных началах. Впрочем, как и спорт, десятилетиями считался любительским. Но и в этом качестве государство профессионально готовило специалистов спорта через систему высшего образования, что продолжает осуществлять и сегодня. Но до сих пор в этой академической подготовке не находится место профессиональному обучению для спортивных судей. Во многом потому, что не определен социально-профессиональный статус спортивных судей. Нет профессии – нет социальных гарантий – нет притока кадров. «Обучающая» составляющая. На сегодняшний день обучение и совершенствование мастерству спортивного судейства происходит в следующих направлениях: а) факультативные занятия в отдельных ВУЗах; б) занятия в единичных «Школах молодого арбитра»; в) занятия в системе региональных, федеральных семинаров. Причём обучение начальному мастерству проводится на базе «самостоятельных программ». В этой составляющей на базе разрозненных программ целесообразно выработать единую программу. Система дистанционного обучения судейству видится эффективной, учитывая современные технологические возможности связи. На федеральном уровне обучающие, контролирующие составляющие вполне логично вписываются в создание «Центра по подготовке судей по баскетболу» под эгидой РФБ. Несомненно, наличие системы практики и соревновательного этапа подготовки – является одним из ключевых, т.к. только в практике можно проверить реальные возможности судьи. Зная, что работа спортивного судьи чрезвычайно стрессовая, можно предвидеть, что далеко не каждому дано быть сильным арбитром, даже при большом желании. Этому должны сопутствовать ещё и способности, задатки, предрасположенности, воля и большое желание трудиться и самосовершенствоваться. Процесс подготовки судьи нельзя поставить на конвейер. Самый главный талант человека – это его трудолюбие! Важнейшим фактором развития квалифицированного судейства является профессиональная ориентация арбитра. Что это значит? Большое количество молодых людей после окончания ВУЗа или на последних курсах просто пропадают из поля зрения в силу бесперспективности этой деятельности. Им никто не может конкретно разложить дальнейшее развитие этой профессии – спортивный судья. Молодежь, не видя перспективы и профессиональной заинтересованности в них, теряет интерес к судейству. Получается замкнутый круг, который требует разрыва — решения. Выстроенная программа подготовки судейских кадров должна стимулировать рост и совершенствование судей разных возрастов. Уже сегодня в программе подготовки начинающих судей в разных городах страны задействованы действующие судьи и комиссары. Обладая единой программой обучения, они могли бы эффективно готовить молодых коллег не только непосредственно на площадке, корректируя в «живую» действия коллег, но и в учебных центрах. Многолетняя система подготовки судейских кадров рассчитана на то, что судья должен постоянно работать над собой, самосовершенствоваться, заниматься своим самообразованием постоянно, чтобы идти в ногу со временем. Например, если вы сегодня начинающий судья на детских соревнованиях, то на следующий год – вы уже можете быть, как старший судья на детской игре, через год вас можно назначать на игры любителей взрослых команд, а потом и старшим арбитром. И так этот процесс можно проводить постоянно, включая работу начинающего комиссара, инструктора, руководителя «Школы молодого арбитра», инспектора. Предела совершенству нет, поэтому и развиваться можно и нужно всегда. Создание программы и чёткой структуры действий, может сохранить и преумножить судейские кадры. Не каждый раскрывается в 18-20 лет в судействе. Некоторые раскрывают свой талант к 25 – 30 годам, когда приходит осознание и понимание жизненных процессов и своего места в нём. Критикуя решения судей на площадке, надо понять и принять, что спортивное судейство является одной из составляющих спортивной отрасли. Тактика и стратегия развития спорта очень динамична, в том числе и в научных, технологических разработках. Надо отметить, что в этом направлении судейская отрасль намного отстает от внимания к непосредственным исполнителям спортивного действия – тренеров и игроков. В последнее время игра стала ещё более динамичной, агрессивной. Это выдвигает высокие требования к судьям. Правила игры постоянно меняются, учитывая её динамизм, сокращения времени на паузы и остановки в матче. От судьи требуется развитие и поддержание высоких психологических, физических кондиций на протяжении всей карьеры в каждой игре для того чтобы принимать правильные решения. Одним словом, это большой блок в становлении судейского корпуса, как одной из отрасли спортивного движения и «Центр по подготовке судей» под эгидой РФБ должен стать координатором в этом направлении. В системе подготовки судьи многие процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Здесь важен каждый шаг участника процесса, этап подготовки и аспект подготовки. Нельзя форсировать и выпускать, оставлять без внимания из виду какой-то из аспектов, ошибочно думая, что он незначителен. Нужно представлять, что физическая подготовка взаимосвязана с психологией, знание физиологии человека даёт понимание процессов пищеварения — источника энергии. Биомеханика и управление своей осанкой – влияют на технику бега, на работу внутренних органов и сосудов, на нервные процессы в организме. Знание педагогики даёт нам возможность управлять процессами общения с окружающими, а в психологии – контролировать, направлять в адекватное русло психическое состояние участников игры. Знания философии – выявлять процессы миропонимания, мировоззрения и формулировать своё представление об объективном мире, показывая что всё в нём взаимосвязано и причинно-следственно обусловлено. Судейство – это постоянный взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс в управлении игрой Пройдя многие из этапов подготовки, применяя новые методики, посещая множество семинаров и судейских лагерей, усваивая всевозможные компьютерные программы, инновации, поднять эффективность работы судей тяжело. Результаты, порой, получаются неэффективными. Возникает вопрос: почему не удаётся повысить эффективность? Многие специалисты диагностируют, что проблема в судейских кадрах. И на первый взгляд кажется, что нужно разработать единую программу подготовки и этого будет достаточно… Но квалифицированные руководители на своём опыте убедились, что «классическая» мотивация и стимулирование персонала в нашей стране не дают результата. Не оправдывают себя повышение оплаты, не помогают руководителям и разработанные ими же самими системы стимулирования. В чём же проблема? Чтобы ответить на этот вопрос, можно посмотреть, как работают в других странах, где сотрудники изначально нацелены на эффективный труд. Они строго соблюдают все инструкции, правила и рекомендации. Социологи отмечают, что эффективность работы в каждой стране напрямую зависит от особенностей менталитета, под влиянием которого формируется культура труда, коллективное мышление. Именно менталитет и коллективное мышление заставляют человека вести себя определенным образом. Люди Германии и Японии по своей природе исполнительны, дисциплинированы, тяготеют к порядку и организованности. Работники настроены на слаженный и производительный труд. Зарубежные руководители занимаются стратегическими задачами, повышают эффективность и качество труда, конкурентоспособность. Следовательно, национальный менталитет является основой эффективной работы сотрудников. У нас другой менталитет и, соответственно, другое коллективное мышление. Нам, иногда, свойственны правовой и трудовой нигилизм, низкая дисциплина, неисполнительность, работа «спустя рукава». Поэтому, вместо решения стратегических задач наши руководители вынуждены заниматься решением организационных проблем. Именно дисциплина, исполнительность и высокая организованность делают возможным повышение производительности и эффективности труда. Дисциплина и организованность – бьёт класс!

Дмитриев Фёдор

Судья международной категории

e-mail: fedordmitriev@yandex.ru

©