Игра – это многогранник, состоящий из организаторов, тренеров, игроков, судей, зрителей. Без одной из сторон не будет геометрической фигуры, а в нашем случае — игры. Все стороны важны. Но для самой игры всегда будут востребованы профессионалы.

 

Психологическая подготовка

СОСТОЯНИЯ (перед игрой):

- БОЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ;

- МАНДРАЖ («предстартовая лихорадка»);

- АПАТИЯ («перегорел»).

Эти состояния переживают игроки, тренеры и судьи. Главная задача, которую должен ставить каждый перед собой — это подвести себя к работе к боевому состоянию, т.е. легкому возбуждению и готовности к работе, к выполнению действий и приемов.

 

Ошибочное решение судьи

Одна, две исправленные ошибки судьи – это смелость, больше – некомпетентность арбитра!

Что тренер выиграет при конфликте? Изменит ли судья свое решение?

Судья не отменит ошибочный фол. В лучшем случае может поменять решение по ауту, зоне, 24 сек. и т.д. Конфликт останется внутри судьи. Необходим ли данный конфликт в конкретной ситуации игры для тренера? (рассматриваем конфликт, не провокацию). Будет ли адекватное продолжение игры?

Если судья зафиксировал фол, необходимо спросить тренеру у себя самого: «Что вы можете поменять в этот момент своим агрессивным поведением?»

Постарайтесь понять психологию судьи. Часто при ошибочном решении, судья будет стоять на своем мнении и вы, наверняка, ничего кроме агрессии, блокировки психологической (маска на лице) со стороны судьи не увидите и не получите. Попытайтесь согласиться с решением судьи, принять его, которое для многих было ОБЪЕКТИВНО спорным. Часто можно увидеть, что ваше согласие принесет вам больше пользы, чем возмущения, выяснения отношений и т.д. Судьи, как и игроки, обычные люди. Они тоже сомневаются, ошибаются, теряются, злятся, волнуются, переживают. «Проверяйте» судей. Согласившись со спорным решением, которое судья не может отменить или поменять, вы даете себе шанс на объективное, спокойное, лояльное продолжение игры и отношение между вами и судьей в дальнейшем. Помните это!

Тренеры и игроки должны изучать судей, как судьи изучают игроков и тренеров по видео и техническим отчетам. Читайте, предчувствуйте поведение судьи, его изменение по ходу игры по манере передвигаться, общаться, жестам, выражениям, мимике, физическому состоянию и т.д.

Стиль взаимодействия с судьями:

- уважительный (рабочий);

- заискивающий;

- пассивный;

- агрессивный, эмоциональный (в допустимых рамках);

- конфликтный.

 

Механика

Механика – это средство для выбора лучшей позиции на площадке для контроля над игрой. Выбор оптимальной позиции – ключ к хорошему судейству.

20 % — игра возле мяча, 80 % — игра без мяча.

Задача судьи – контролировать игру без мяча: заслоны, задержки, толчки. Не дать получение незаслуженного преимущества нападающим перед командой защиты.

Обзор: вертикальный (сверху – вниз) – когда игрок с мячом около судьи; горизонтальный (справа – налево) – игроки без мяча в поле зрения судьи.

 

Знать и понимать Правила

Что важнее знание или понимание? Знание это хорошо, но — понимание ЗНАНИЯ – это профессионализм. Можно «вызубрить», выучить наизусть Правила, но не ПОНИМАТЬ их!

Необходимо уметь задавать грамотные, корректные вопросы в нужное время. Перевести внимание судьи. Заставить судью переключиться на вас и дать ответ. Но все должно быть в корректной форме. Заставить судью обратить на вас внимание.

Необходимо учить, «читать» психологию судьи: как с ним работать по ходу игры, кооперировать, общаться и т.д. Один крик, хамство, протест – не выход из сложных ситуаций. Нужно быть гибким психологом!

Громче не значит понятнее. Иногда сила крика равна нулю!

Замена (разрешенное время для замены):

- Обычная замена – как можно быстрее;

- Травма – 15 секунд;

- Удаление, 5 персональных нарушений – 30 секунд.

 

Поведение помощника тренера

Часто проблемы в игре исходят от помощника тренера, который нагнетает ситуацию и заводит тренера. Поведение запасных и сопровождающих лиц (контроль тренера).

Выход тренера на площадку. (Только в помощь судьям в наведении порядка).

 

Минутный перерыв

Минутный перерыв. Процедура. Вербально и жест, сигнал на запрос минутного перерыва, который должен быть принят и понятен секретарю. Последняя возможность для взятия минутного перерыва для команд (до момента, когда мяч находится в руках игрока, в его распоряжении – «мяч живой»). «Если забьет, предоставьте минутный перерыв» — такая просьба не удовлетворяется. Возможность отказа от минутного перерыва и когда (до момента, когда секретарь не дал сигнал на минутный перерыв).

Травма

Травма игрока и полное использование 60 секунд на тайм-аут с сохранением восстановившегося после травмы игрока (травмированный игрок получил необходимую медицинскую помощь и готов играть).

Замена

Только запасной игрок имеет право обращаться за предоставлением замены при первой возможности. После сигнала секретаря о замене, ее отменить уже нельзя.

Кооперация с секретарским столом

Кооперация с секретарским столом и комиссаром. Вербально и жестами. Корректно, наглядно, понятно! Для уверенности, что вас поняли — получите обратный ответ о поступлении вашей просьбы.