В практике судейства слово «свисток» – это часто употребляемое слово, и оно встречается в различных формулировках, терминах, высказываниях, обсуждениях. Часто его употребляют и применяют в деловой форме, но иногда и в обсуждениях с отрицательным акцентом и смыслом. Попытаемся раскрыть значение этого термина.

Очевидно, свисток – это инструмент, средство, для воспроизведения звука, громкого сигнала для обращения внимания кого-либо на выполнение различного рода действий. Второе значение этого слова – это сам свисток, звук, сигнал, который исходит из этого устройства. Для нас интересна вторая характеристика этого слова – сигнал. Вдаваться в подробности, где, когда и как был изобретен свисток и для чего применялся в начале, нет большой необходимости. Хотелось бы вспомнить, какие были свистки и как к ним относились наши старшие коллеги, сейчас уже опытные комиссары в 60–70-е годы прошлого столетия?

В XX столетии судьи сами мастерили свистки из оргстекла или пластика, передавая их молодым судьям по окончании своей карьеры. На основании множества историй, можно сказать, что поиск и выбор инструмента для работы являлись особой, важной и ответственной церемонией. Время меняется, и вместе с ним отношение к свистку также претерпело изменения: оно стало гораздо проще. После свистков из оргстекла, появились первые профессиональные пластиковые и металлические итальянские свистки «Bolilla». Владелец такого свистка не имел права судить игры плохо. Казалось, что этот свисток сам фиксирует нарушения. К металлическому свистку на мундштук судьи делали резиновые накладки, чтобы не травмировать зубы.

Молодежь с завистью смотрела на своих старших и опытных коллег, обладателей хороших свистков. Постепенно на смену «Bolilla» и самодельным свисткам, пришли «FOX 40» и «Dolphin», а старые чувства и ощущения по отношению к свистку ушли на второй план. Свистки стали более доступны, и их обладатели теперь относятся к свистку как к обычному средству для выполнения своей работы. В наше время некоторые молодые судьи гоняются за цветом свистка или соревнуются у кого сигнал сильнее. Прошлое уходит в историю. Время идет, все меняется. Сегодня свисток рассматривается как сигнал, который характеризует многие действия, как средство акцентирования внимания на всевозможные остановки, нарушения, запреты, просьбы, предупреждения, разрешения и многое другое.

Для судьи в спорте, свисток – это средство и устройство общения, которым он выражает своё понимание и отношение к игре, показывая свой интеллект, своё образование, опыт, авторитет, в процессе принятия решений на площадке. Свистком судья может выразить свои мысли и понимание игры: зафиксировать нарушения, определить наказание, ускорить или замедлить игру, предупредить, научить, наказать, направить, подсказать, остановить, выгнать и многое другое.

Цель судьи – судить игру, а не заниматься поиском нарушений. Не ждать нарушения и фиксировать их, а быть готовым к самой игре, которая состоит не только из нарушений и свистков. Дать свисток легко, а вот выдержать паузу, выждать момент для фиксации нарушения – это показатель его мастерства. Часто сама игра требует отсутствие свистка.

На одном из первых семинаров для национальных инструкторов ФИБА одним из лекторов был авторитетный, только что закончивший карьеру судьи, молодой комиссар, который дал свою характеристику многим свисткам, происходящим в игре: их длительности, силе, мощности, звучности, мягкости, жесткости. Исходя из этого можно сделать вывод, что на каждое решение или нарушение, запрещенные или разрешенные действия, предупреждения и т.д. есть свой свисток со своими тонкостями и интерпретациями. Нельзя давать один и тот же свисток по силе на дисквалифицирующий фол или удаление, при замене и ауте, или пробежке. Нельзя давать свисток на жесткий, грубый фол как при нарушении правила зоны или обращении внимания секретарского стола. Каждому решению судьи есть соответствующий сигнал. Грамотное применение этих сигналов, говорит о профессионализме судьи.

Сила свистка, конечно, может разниться, но основные критерии – продолжительность, мощность должны быть выдержаны. Если этого нет, и судьи дают не подходящие для течения игры свистки, то эти арбитры не понимают психологию игрового поединка, философию игры, лишь фиксируя нарушения как полицейские с позиции силы, полномочий и права. Но спортивный судья – не полицейский. Он должен быть в какой-то мере учителем, психологом, участником игры, а не злостным фиксатором, всех действий по книге правил.

Свисток судьи во многих случаях должен предупредить, научить, остановить, направить команды на правильный ход игры, не поощряя грубость, не вызывая гнев и злобу со стороны игроков, тренеров и зрителей, созидая или поддерживая позитивную атмосферу, даже в экстремальной, тяжелой или конфликтной игровой ситуации. Для этого у судьи есть свисток и то, как он его использует, говорит о его классе и квалификации.

Нередко случается, что молодой арбитр в сложной игровой ситуации дает свисток, показывающий правильное решение и направление игры, но при этом данный сигнал нечетко слышен в зале. Именно нечеткость и недостаточная громкость свистка создаёт львиную долю сомнения в правильности решения судья у находящихся в зале. В очевидных моментах свисток может быть коротким и не громким, но в спорных моментах он обязательно должен быть мощным и непродолжительным. Мощь и сила свистка создают уверенность, что судья прав и принял правильное решение. Если при таких ситуациях свистка не будет слышно, то это послужит поводом для сомнений, разговоров, остановок, конфликтных ситуаций и выяснений отношений.

Свисток – это ваш язык. Если вы можете грамотно изъясняться с помощью свистка и жеста, то у вас не будет проблем в игре. Если вы в момент свистка и жеста понимаете, что решение, принятое вами очевидно неверно, то, в этом случае, дайте резкий свисток и признайте свою ошибку, извинитесь и покажите правильное решение. Желательно, чтобы такие ошибки не случались в конце игры. Один раз признать ошибку – это сила, мужество судьи, постоянно совершать ошибки – ваша некомпетентность!

Свисток должен быть громким, сильным и жестким, а жесты должны быть чёткими и конкретными. Анализ ошибок имеет место быть после игры в спокойной обстановке, а во время работы от вас требуется правильное и грамотное проведение игры. Главная ошибка заключается не в самом свистке, а в том, что судья ждал фола или неправильного контакта, вместо того, чтобы судить  игру и быть к ней готовым. Это две разные вещи – свистеть фолы, нарушения или быть готовым к игре. Нарушения – это часть игры, но важно быть готовым не к части игры, а ко всей игре.

Часто бывают двойные и тройные свистки. В такой ситуации предельно важно не торопиться с принятием правильного решения и дать возможность ближайшему судье принять его, т.к. это его зона ответственности. Нередко встречается, что молодые судьи, внешне представительны, респектабельны и имеют хорошую физическую форму, но выходя на площадку, начинают принимать решения свистками, лишь с отрицательными эмоциями, без наличия позитива, с позиции силы, права, полномочий. Но авторитет не зарабатывается такими действиями. Авторитет, уважение, опыт зарабатывается правильными свистками и решениями, которые всем понятны, которые все могут принять, даже если они являются жесткими, но справедливыми. Свисток – это ваш инструмент и оттенки его звучания должны соответствовать конкретному игровому действию: когда тихо, когда громко. Звук свистка – это ваше отношение к игре, наравне с четкими жестами, коммуникабельностью предоставят вам шанс в приобретении опыта и завоевании авторитета.