Спортивное правосудие
В данной статье будет обсуждена тема «Спортивное правосудие», в том числе спортивное судейство, кто такие спортивные судьи, смысл и сущность данных понятий, раскрыта философия, как говорят химия, плюсы, минусы судейства и судей. Статья будет полезна для молодых судей по баскетболу. Она ориентирует в выборе - сделают ли они судейство своей трудовой деятельностью, либо дополнительно будут совмещать с основной работой ради поддержания своих финансовых возможностей, своего досуга, удовольствия и поддержания своего физического развития.
1. Определение правосудия и судей в обществе
Наиболее широкое понимание и осуществление правосудия в быту есть разрешение каких-либо нарушений, конфликтов и споров. В РФ правосудие государственная деятельность, в результате которой реализуется судебная власть. В соответствии с Конституцией и законодательством РФ она осуществляется только судами в лице судей и присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя функции осуществления правосудия. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. От них и их решений зависит судьбы людей и организаций, общества в целом.
2. Определение правосудия в спорте
Спортивное правосудие как в любительском и профессиональном спорте включает в себя судейство соревнований и рассмотрение нареканий на судейство и судей. От неквалифицированного судейства и даже неудачного свистка порой зависит многое. Слеза юной баскетболистки или баскетболиста, разочарование, раздражение или ненависть игроков, тренеров и зрителей. Лишение наград, званий, финансовых поощрений, финансирование клубов, дальнейшая карьера и судьба. Стать спортивным судьей, вершить спортивное правосудие большая ответственность. Это должно быть первой и основной заповедью каждого, если ты хочешь стать судьей. Спортивное правосудие осуществляется судейскими коллегиями и комиссиями, судьями, комиссарами, помощниками судей и спортивным арбитражем. На них возлагается полная ответственность за правильностью проведения судейства соревнований и иной деятельности. Спортивное судейство менее консервативно, чем общепринятое. Оно более гибкое и подвижное. Время от времени в зависимости от эволюции вида спорта и проведения соревнований вносятся изменения в официальные правила по видам спорта (далее – правила). Делается это в целях повышения зрелищности и обеспечения более качественного судейства соревнований. Так в начале пятидесятых годах прошлого столетия возникла проблема снижения зрительского интереса в соревнованиях в баскетболе. Во многом это было связано с тем, что одна из команд, получив преимущество в счете во время матча, начинала откровенно тянуть игровое время: игроки обменивались передачами и не пытались атаковать кольцо соперников. В связи с этим площадка была разделена на тыловую и передовую, введено ограничение 30-сек на владение мячом, позже до 24. Против высокорослых игроков была введена зона 3-х секунд. Мячи для мужского и женского, взрослого и детского баскетбола стали различаться по размерам и весу. Увеличилось количество судей матча от одного до двух, сейчас до трех, также количество помощников судей за секретарским столом и т.д.
3. Определение судьи в спорте
В обиходе судья в спорте, это лицо, следящее за соблюдением правил игры и фиксирующий результаты спортивного состязания. Ст. 2 ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" дает следующее определение. Спортивный судья (далее – арбитр) это физическое лицо, уполномоченное организатором спортивного соревнования, обеспечивающее соблюдение правил вида спорта и положения (регламента) о спортивном соревновании, прошедшего специальную подготовку и получившего соответствующую квалификационную категорию. Субъектами соревнований являются организаторы, клубы или команды (спортсмены, тренеры, иные представители) и судейские коллегии. Обязательными из них являются организаторы, команды (спортсмены) и арбитры. Команды, могут выступать как с тренерами, так самостоятельно (играющий тренер). Это еще раз подтверждает, что судьи является обязательным атрибутом проведения соревнования. Без арбитра (арбитров) оно не может начаться и заканчиваться, без него не может в ходе соревнования фиксироваться результаты (метры, секунды, баллы, голы, очки) для определения порядковых мест и победителей. Их подписи в протоколе утверждают конечный результат (результаты) и завершают соревнование. Несмотря на это, к большому сожалению, роль судейства и арбитра не заслуженно принижена, так как они лишь фиксируют, а не создают результаты. Чаще всего говорят и вспоминают о них, в случаях их ошибок.
4. Характеристики работы арбитров
Некоторые считают, что арбитр наказывает спортсмена (команду) за ошибки, порой за малейшие оплошности спортсмена. Мол, выполнил что-то неправильно - получи "двойку". Другая точка зрения взаимодействия арбитра и спортсменов (команды) - арбитр указывает на ошибки, чтобы потом спортсмен(команда) совместно с тренером их исправляли. В этом случае арбитр - это ни кто иной, как партнер спортсмена и команды, который помогает оценить их силы, возможности и умения и дает понять, на что стоит обратить особое внимание при подготовке и участия в соревнованиях. В тоже время до сих пор существует, как мне думается, давно устаревшая, советская трактовка педагогической и воспитательной роли любой профессии, в том числе судейской. В книге «БАСКЕТБОЛ. Подготовка судей» (издательство «Физическая культура» 2009) на стр.3 пишется, что судьи – это в первую очередь воспитатели, а уже потом – непосредственные арбитры конкретного матча. Они обязаны «прививать» игрокам чувство уважения к своим партнерам по команде, соперникам, организаторам, судьям и зрителям. Там же М. Давыдов подчеркивает «судьи – это воспитатели, которые своими действиями на поле призваны четко, квалифицированно и объективно оценивать поступки и игровые действия спортсменов». До сих пор многие научные мужи придерживаются такой трактовки. Давайте разберемся, кто занимается воспитанием. Это лица, имеющие педагогическое образование: воспитатели, учителя и преподаватели, тренеры. Воспитатели в дошкольных учреждениях, детских домах, школах-интернатах, школах и других учебно-воспитательных учреждениях. Учителя в общеобразовательных школах. Преподаватели в техникумах и колледжах. Тренеры в спортивных школах. Все они осуществляют свою деятельность в системе образования, в том числе воспитательную функцию в соответствии с регламентирующими документами данных организаций. В тоже время не исключается, что своим судейством и в большей степени при проведении соревнований среди команд общеобразовательных и спортивных школ арбитры в какой-то, достаточно малой степени, включены и влияют на воспитательный процесс игроков и тренеров. Судейство несет в себе лишь внешние факторы воспитательного процесса, способности вносить коррективы в учебно-тренировочный и соревновательный процессы. Знание и исполнения правил вида спорта (далее – правила) и требований регламентов (далее – регламенты), норм социального поведения в обществе приучает спортсменов и тренеров быть объективными, беспристрастными, корректными, вежливыми и доброжелательными, бороться с проявлением грубости и недисциплинированности. Полномочия, данные арбитрам на спортивной арене, надо уметь использовать по-доброму, не бравируя, применяя их справедливо и корректно, обращаясь к спортсменам, тренерам, обслуживающему персоналу только в вежливой форме. Спокойствие и выдержка арбитров воспитывают у игроков такие же качества. Судьи обязаны сделать всё от них зависящее, для того чтобы соревнования были зрелищными и проходили в спортивном духе. В настоящее время в профессиональном спорте вся деятельность спортсменов, тренеров и иных лиц, и, если присутствует воспитательная работа, регламентирована соответствующими контрактами. Таким образом, это прерогатива спортивных организаций и лиц, на которых возложена эта работа. Интересно посмотреть, как арбитры занимаются воспитанием (прививкой чувств и уважения) с Месси, Роналдо, Овечкиным, Шведом, Кокориным и Мамаевым, с легионерами в российском спорте? Напомню, что ни в каких-либо правилах и регламентах проведения соревнований нет норм и требований к арбитрам по воспитательной работе. В этой связи выражение «что судьи – это в первую очередь воспитатели, а уже потом – непосредственные арбитры конкретного матча» в спорте тем более не корректно. Правильнее было бы высказывание «что судьи – это в первую очередь арбитры конкретного матча и должны только руководствоваться ст.2 ФЗ о ФКС в РФ». Не исключается, что своим судейством арбитры как-то влияют на воспитательный процесс спортсменов. Выражение М. Давыдова в таком виде, думаю вырвано из контекста какого-то предложения.
5. Виды судейства.
Работа арбитров очень разнообразна в зависимости от вида спорта и их конкретных функций. Можно выделить три типа судейства: объективный, субъективный, включающий в себя то и другое.
В видах спорта с объективной оценкой (легкая атлетика, тяжелая атлетика, лыжи, коньки, стрельба, велоспорт и другие) роль арбитра не столь судьбоносна. Главное его качество внимательно следить за тем, что происходит и насколько это соответствует правилам и регламенту и определять результаты только по показателям.
В субъективных видах спорта арбитры оценивают действие и качество выступлений спортсменов по бальной системе (спортивных бальных танцев, выездке на лошадях, гимнастика, фигурное катание и др.).
В игровых видах спорта присутствуют то и другое. Здесь арбитры оценивают правильность действия игроков, тренеров и команд. В случае нарушений назначают наказания. При необходимости принимают решения по действиям судейского столика, по завершению игрового времени определяют победителя по забитым мячам (броскам).
В субъективных и игровых видах арбитры являются в одном лице судьей-наблюдателем, судьей-экспертом и судьей-фиксатором. Они должны видеть, что происходит, предвидеть возможность возникающих коллизий и ситуаций, проводить анализ правильности действий, соответствующих требованиям правил и регламентов и на основании имеющихся фактов принимать правильные решения. В некоторых видах спорта арбитр (например, в боксе, борьбе) работает поодиночке, во многих иных видах спорта приходится работать в группе. Арбитры должны знать историю и эволюцию, быть в курсе новых тенденций в развитии видов спорта, в том числе и судействе. Им надо иметь разносторонние познания в технике, тактике, психологии. В игровых видах спорта эти познания боле вариативны, поскольку здесь надо рассудить противостояние двух спортсменов (команд) в постоянно меняющихся игровых ситуаций и контактной борьбе, под неистовым давлением со стороны зрителей. Особенно важно знать подходы к судейству у зарубежных судей, чтобы качество судейства, существующие внутри страны и за рубежом, не слишком отличались друг от друга.
Существенно влияют на соревновательный процесс допущенные ошибки в судействе. Однако арбитры люди и нельзя исключить наличие ошибок. В целях их предотвращения при организации судейства в правилах прописаны применение технических средств, позволяющих точно измерять и фиксировать важные параметры упражнений, высоту и длину, длительность, скорость и так далее. В ряде видов спорта существуют повторы выступлений и игровых моментов. К сожалению, имеются случаи присутствие преднамеренных ошибок, т.е. предвзятости арбитров. Поэтому необходимы такие формы и методы управления процессом судейства, которые свели бы преднамеренные ошибки к минимуму. Существенную роль в достижении этой цели отводится системе оперативного контроля в деятельности арбитров. В нашем виде спорта эту роль возложена на комиссаров игры, просмотровые и дисциплинарные комиссии.
6. Права и обязанности арбитров
В отличие от других официальных лиц проведения соревнований (клубов, команд, тренеров, игроков и других представителей клубов) арбитры единственные, кто не заинтересованы в результате игры. Они не определители победителя и побежденного. По этим причинам они - лица независимые и объективные, со всеми другими его обязанностями. Личность спортивного арбитра и их морально-психологические качества имеют большое значение. Они наделены определенными правами и обязанностями, без которых они не смогут выполнять возложенные на него функции.
Арбитры имеют право:
- в соответствии со своей квалификации судить соревнованиях,
- участвовать в мероприятиях по повышению квалификации,
- ходатайствовать о повышении квалификационной категории,
- активно участвовать в судейских органах самоуправления,
- совмещать судейство с иным любым видом деятельности,
- получать за осуществление судейства соответствующие выплаты.
Арбитры должны:
- знать и, безусловно, исполнять требования правил и регламента, владеть механикой судейства и правильно применять ее на практике,
- осуществлять судейство квалифицированно, исключая ошибки, которые могут повлечь искажение результатов соревнований, объективно и своевременно решать вопросы, возникающие в ходе соревнований, быть независимым беспристрастным при принятии им решений, свободным от влияния на свое судейство кого-то ни было,
- быть корректным, вежливым и доброжелательным по отношению ко всем участникам соревнованиям и зрителям,
- бороться с проявлениями грубости и недисциплинированности, нарушениями поведения со стороны игроков, тренеров и представителей команд,
- здравомысляще относится к критике, уметь спокойно, аргументировано объяснять свое решение,
- избегать любых личных связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть его честь и достоинство;
- воздержаться от финансовых и деловых связей, способных нарушить его беспристрастность, и помешать ему должным образом, исполнять свои профессиональные обязанности;
- повышать уровень спортивной судейской квалификации, передавать знания и опыт другим арбитрам, вести работу по пропаганде баскетбола,
- вести здоровый образ жизни,
- с уважением и пониманием относиться к стремлению средств массовой информации освещать деятельность арбитров и оказывать им необходимое содействие,
- поддерживать имидж судейского корпуса.
Арбитры не должны:
- проявлять личных симпатий и антипатий к тому или иному спортсмену (команде), поскольку они неосознанно могут повлиять на оценку или результат,
- делать публичных заявлений и комментариев в средствах массовой информации по судейству, публично подвергать сомнению ход рассмотрения и принятые решения по судейству и действия своих коллег, употреблять и принимать запрещенные в установленном порядке в спорте, медицинские препараты процедуры,
- ставить ставки в спортивных тотализаторах на результаты соревнований по виду спорта, где проводится судейство,
- своими действиями причинять ущерб своей репутации, авторитету судейского корпуса и спортивной организации, проводящей соревновании.
7. Плюсы и минусы в работе арбитров
Плюсы:
- увлеченность своим любимым видом спорта,
- возможность самореализации,
- заполнения своего досуга в свободное время,
- поддержание здорового образа жизни,
- возможность поддержания своего финансового обеспечения,
- расширение своего кругозора (географического познания других территорий, других лиц),
- повышение своей квалификации,
- возможность совмещения или получение новой трудовой деятельности.
Минусы:
- она является не государственной профессией,
- критика судейства, особенно, со стороны клубов, тренеров и игроков и СМИ,
- непредсказуемость результата работы,
- ответственность за судьбу других,
- нервная работа требует больших сил и терпения,
- определенная сложность и ограниченность стать ведущими арбитрами,
- определенная сложность в совмещение судейства с основной трудовой профессиональной деятельностью (выезды в командировки).
8. Особенности правого статуса арбитров
К сожалению, в нашей стране арбитры не является государственной профессией, в классификаторе нет профессии "спортивный судья". Такая практика сложилась со времен СССР. Действующим законодательством РФ дано определение спортивного судьи. Положением о спортивных судьях, разработанным и принятым совместно с общероссийскими спортивными федерациями (далее – федерации), определен порядок присвоения квалификационных категорий арбитров, содержание квалификационных требований к кандидатам на присвоение данных категорий, права и обязанности. Квалификационные требования к кандидатам на присвоение квалификационных категорий арбитров утверждаются Минспортом РФ по представлениям федераций. Действие квалификационной категории арбитра, присвоенной в одном из видов спорта, не распространяется на другие виды спорта. Существуют следующие квалификационные категории: "Спортивный судья всероссийской категории", "Спортивный судья первой категории", "Спортивный судья второй категории", "Спортивный судья третьей категории", "Юный спортивный судья". Квалификационная категория "Юный спортивный судья" присваивается гражданам РФ в возрасте от 14 до 16 лет. Остальные, начиная с третьей старше 16 лет. Единая всероссийская спортивная классификация устанавливает нормы и требования, выполнение которых необходимо для присвоения соответствующих спортивных званий и спортивных разрядов по видам спорта. Судьи всех категории в должны проходить мероприятия по повышению своей квалификационной категории (семинары и переаттестации). Выплаты арбитрам за обслуживание соревнований (за судейство и командировочные расходы) осуществляются в соответствии с законодательством РФ на основании гражданско-правовых договоров на оказание услуг между арбитром и организацией, проводящей соревнования.
В законодательстве РФ практически не отрегулированы вопросы судейского статуса, определяющего отраслевую принадлежность норм, регламентирующих судейскую деятельность (трудовое или гражданское законодательство), минимальный и максимальный возраст для арбитров, ответственность и учет трудового стажа судейской деятельности. В связи с этим в федерациях, на мой взгляд, необходимо принять свой нормативный документ статус арбитра. Он будет основополагающим регламентирующим документом для осуществления арбитрами своих социально-правовых особенностей и полномочий их деятельности. Определит основные требования, предъявляемые к арбитрам при допуске их к участию в мероприятиях, проводимых под эгидой федерации, по заключению трудовых договоров между арбитрами и федерацией, регулирует иные вопросы их отношений.
----------------
Впервые статья была прочитана мною 25 декабря 2018 года в школе молодых арбитров города Москвы.
Степанов М.Л.